Главная » Статьи » Мои статьи |
3. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОДВ основе гуманитарно-психологического подхода лежит задача достижения изменений в представлениях о супружеских связях как в отношении достаточной открытости супругов, их самовыражения и аутентичности, так и в отношении толерантности партнеров друг к другу, уважения индивидуальности каждого и независимого развития личности. Гуманитарно-психологический подход развился в противовес как динамическому подходу, который излишне ориентирован на влияние прошлого жизненного опыта, так и бихевиористическому подходу, который слишком манипулятивен. 3.1. Открытое общениеПри гуманитарно-психологическом подходе в супружеской терапии на первом месте стоит необходимость прямого, искреннего и открытого общения, которое является неотъемлемой частью аутентичного самовыражения каждого из супругов. Satirova (1972) описывает 4 типа ригидного, неаутентичного поведения в общении, которое она рассматривает как вредное и требующее коррекции в процессе психотерапии. 1. Карательное общение: преобладают напоминания, критика, отказы, обвинения и выговоры. 2. Подчиненное общение: преобладают выражение согласия, смирение, извинения и оправдания, стремление к сохранению спокойствия любой ценой. 3. Холодное общение: рациональное, сухое, деловое, корректное и однообразное общение, в котором отсутствуют эмоциональные проявления (напоминает общение со считывающим устройством), 4. Беспредметное (неконкретное) общение: не касается того, о чем говорят другие, внимание отвлекается от первоначального предмета разговора, что делает невозможным решение проблемы. Задачей психотерапии является прежде всего поддержание открытости в коммуникации партнеров. Общение должно быть дифференцировано в соответствии с внешними стимулами и внутренним состоянием индивидуума. В нем должно быть установлено равновесие между вербальным объемом и оформлением, невербальными проявлениями и внутренними побуждениями. 3.2. Реакция на агрессивные проявленияОткрытое самовыражение включает в себя и проявления агрессивности по отношению к партнеру, что почти всегда наблюдается между супругами. Вместо подавления и утаивания таких настроений и чувств необходимо дать им выход, что, однако, не должно приводить к обострению конфликта. Существует ряд определенных правил, в частности правило «честного боя» [Bach, Wyder, 1969; Kratochvil, 1973]; используются и различные формы физической разрядки, например обмен ударами дубинками из пенопласта [Bach, Bernhardova, 1971]; это позволяет снять психическое напряжение Партнеры осознают факт наличия агрессивных чувств и причину их возникновения. Такая эмоциональная конфронтация может быть использована для конструктивного решения ряда проблем и способствовать взаимному сближению. Гуманитарно-психологический подход отрицает модель так называемого приятного человека, который всегда улыбается, спокоен, никогда не злится Bach, Goldberg (1974) рассматривают подобное поведение как непрямое агрессивное манипулирование партнером; например, «добрая» мать, которая делает все для всех в семье, ничего не требуя взамен, всегда имеет в запасе что-нибудь хорошее для другого, сдерживается и не покупает ничего для себя, в то же время является тираном, вызывающим у остальных чувство постоянной вины. Поведение «приятного» человека, по мнению авторов, неявно враждебно и имеет черты скрытой подлости, а также самоуничтожения, ибо такой постоянно «милый» человек, во-первых, создает атмосферу, в которой отсутствуют обратные связи, поскольку остальные вынуждены избегать открытости, не позволяют себе высказать ему то, что думают; во-вторых, он не способствует развитию других членов семьи, так как его обходительность исключает необходимую критику, и, в-третьих, сам часто расплачивается за подавление своих агрессивных чувств возникновением психосоматической симптоматики. 3.3. Сочувствие, сердечность и искренностьОдной из основных форм гуманитарного подхода в супружеской терапии является подход Роджерса [Kratochvil, 1976], суть которого в том, что врач относится к супругам не директивно и стимулирует их к вербализации их собственных чувств, Такие беседы способствуют улучшению взаимопонимания; врач проявляет уважение к каждому из партнеров независимо от поведенческих реакций, а также выражает свои собственные чувства и отношение без осуждения или обиды другого. Сочувствие, сердечность и искренность при подходе Роджерса являются не только основой отношения терапевта к пациенту, но и программой лечения. Супруги должны научиться выслушивать друг друга, не выражая при этом оценки или осуждения, постараться понять другого, вникнуть в его переживания, принять его как независимую личность и поддержать его по пытки открыто и искренне выразить и обосновать свои чувства [Rappoport, 1976] С этой целью проводятся как индивидуальные беседы, так и групповые занятия. Guerney и соавт. (1970) разработали аналогичную методику для лечения дате- рей и детей с поведенческими нарушениями, которая направлена на то, чтобы научить мать выслушивать с сочувствием своего ребенка. Исследования, проведенные Quick, Jacob (1973), подтвердили значение указанных выше факторов. Степень сочувствия, сердечности и искренности, определявшаяся с помощью теста Баррета и Леннарда, была существенно выше в гармоничных семьях. Rogers (1972), написавший популярную книгу о супружестве, подчеркивал в ней следующие положительные характеристики супружеского союза, которые могут служить ориентирами в супружеской терапии: 1) преданность — супруги должны стремиться к сотрудничеству в браке, что взаимно обогащает их жизнь; 2) общение — супруги должны уметь выразить свои чувства и требования без взаимных обвинений; даже негативные высказывания следует облекать в такую форму, которая не препятствовала бы решению проблем; 3) гибкость отношений — супруги должны жить вместе согласно собственному выбору и своим чувствам и не позволять направлять себя в соответствии с желаниями, правилами и ролями, которые навязываются им окружением; 4) самостоятельность — каждый из супругов должен быть самим собой («найти себя и оставаться самим собой»). Семья должна стать основой совместного и индивидуального развития каждого из них. Otto (1969) сделал подобное заключение: супружество есть процесс развития обоих супругов. Семью укрепляет совместное переживание радости. Автор рекомендует вводить в быт игровые элементы и практику «групповых встреч», что позволяет развивать непосредственность и способствует осмыслению переживаний. 3.4. Открытый бракO'Neil, O'Neil (1973) сформировали принципы гуманитарно-психологического подхода к браку и составили программу супружеской терапии для изменения стиля супружеской жизни в направлении так называемого открытого брака. В таком браке каждый из супругов может оставаться самим собой и развивать свои способности и таланты. Супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, к подчинению себе партнера, проявлению своей власти над ним. Авторы считают нереалистическим и неверным представление о том, что супруги должны быть «одним телом и одной душой». Они также не согласны с тем, что супруги должны все делать сообща, отказываться от своей индивидуальности» приспосабливаться, жертвовать собой и своими интересами. Брак, по их мнению, должен быть основан на взаимном влечении и доверии, и каждый должен иметь в нем достаточно места, чтобы сохранить свою самостоятельность, индивидуальность. К принципам открытого брака авторы относят следующие положения: 1. Строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний; иметь собственный стиль жизни, не только планировать будущее, думать о старости, но и не отказываться от радостей в настоящем. 2. Относиться с уважением к личной жизни партнера; не навязывать ему своего мнения и вкусов и не обижаться на него, если он не жаждет постоянно делать для вас что-то приятное. 3. Открытое общение: не ждать, что партнер угадает ваши мысли и интуитивно почувствует ваши переживания, а открыто сказать ему о них; научиться делиться с ним как отрицательными, так и положительными чувствами, не давая квалификационных оценок другого, по принципу: «скажи, что видишь и чувствуешь, но без критики». 4. Подвижность роли: не придерживаться слепо ролей, традиционно считающихся мужскими или женскими, а пробовать сменить роли. 5. Открытое партнерство: принимать как само собой разумеющееся право каждого на собственные интересы и увлечения, которые партнер может не разделять, а также на свой круг друзей, в том числе и противоположного пола; снести забор, который вызывает чувство, что по другую его сторону «трава зеленее». 6. Равноправие: принять как само собой разумеющееся, что в супружестве не должно быть подчиненности, но справедливое разделение ответственности и благ. 7. Аутентичность: предоставить другому возможность жить согласно его представлениям, а не стремиться их переделать против его воли. Знать себе цену и не позволять другому попирать свое достоинство, принижать себя. 8. Доверие: по мнению авторов, представление о том, что «возможности человека в любви определенно ограничены» и если он дарит ее одному, то у него ничего не остается для другого, не верно. Не надо ревновать партнера, ограничивая его отношения с другими. «Статическое» доверие, вытекающее из концепции закрытого брака (например, «я верю, что она будет мне верна»), необходимо дополнить «динамическим доверием», предполагающим уважение к внесемейным интересам (например, «я верю ей, даже если бы она была мне неверна»). Последовательная реализация принципов открытого брака должна рождать чувство, которое можно выразить следующим образом: «мне доставляет радость видеть тебя счастливой» (т. е. «я счастлив, счастлива ты»). Данный подход связан с концепцией А. Маслова о «самоактуализации» и с представлением С. Роджерса о врожденной доброте человека. В нем проявляется больше уважения к личности, чем к существующим нормам; их представление о человеке можно считать несколько идеалистическим, а представление о браке — в определенной мере романтическим. 4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СУПРУЖЕСКОЙ ТЕРАПИИСистемный подход является современным научным подходом, который широко применяется в различных областях науки и техники. В области супружеской терапии можно различать подход, связанный с общей теорией систем, и специальный системный подход, берущий свое начало в рамках семейной терапии. 4.1. Общий системный подходСторонники системного подхода обычно ссылаются на общую теорию систем, разработанную L. von Bertalanffy (1968) как универсальный математико-методологический подход к решению технических, биологических и психосоциальных проблем. Однако в большинстве случаев речь идет о применении лишь некоторых моделей этой теории, отчасти связанных с кибернетикой. В данной теории особое внимание обращается на вопросы целостности и организации систем, динамического взаимодействия подсистем, взаимодействия системы с окружающей средой, гомеостаза и эффекта обратных связей. Эти принципы противопоставляются линейно-каузальному подходу, при котором действие представляется только как детерминированная последовательность причин и следствий. Системный подход включает понятие «циркулярной каузальности», согласно которому следствия также оказывают свое влияние на первоначальную причину. Применение системного подхода в практике супружеской терапии означает, что в сферу внимания исследователя попадает взаимообусловленность поведения партнеров по браку или всех членов семьи. Изучается влияние поведения одного партнера на другого или на остальных членов семьи (в семьях, имеющих детей или представителей трех поколений), а также влияние их реакций на поведение члена семьи, вызвавшего эти реакции. Следует заметить, что такое изучение последствий поведения всех членов семьи характерно не только для системного подхода, но и для бихевиористического подхода, когда применение принципа поощрений и наказаний за изменения в поведении направлено на фиксацию Или устранение определенных форм поведения, на регулирование частоты их проявления в будущем. Однако при системном подходе особое внимание уделяется равновесию системы, или ее гомеостазу, т. е. способности системы поддерживать необходимое равновесие при внешних воздействиях. Система может содержать и дефективные (патологические) элементы. Определенные симптомы или проблемы, которые способствуют возникновению супружеской неудовлетворенности и дисгармонии в семье и должны быть устранены в процессе супружеской терапии, одновременно могут выполнять функции, стабилизирующие семью, поэтому их устранение без учета влияния на равновесие системы может привести к нежелательным результатам — либо к их рецидивам в ближайшем будущем, либо (вследствие выхода системы из состояния равновесия) к появлению других симптомов или проблем. Например, жена жалуется, что муж мало бывает дома и не участвует в воспитании детей. Он или на службе, или «халтурит» после работы, или развлекается с друзьями, поэтому она чувствует себя одинокой и заброшенной. Муж подтверждает, что все это правда. Врач намеревается изменить поведение мужа, беседует с ним и добивается положительного результата. Муж перестает ходить на «халтуру» и к друзьям. Свободное время посвящает различным домашним делам и детям, активно участвует в их воспитании. Такое изменение поведения мужа может способствовать позитивным изменениям в системе в целом. Супруги начинают сотрудничать, больше сближаются. Однако такое изменение может вызвать и осложнения. Жена, например, уже привыкла к определенному порядку в доме, и вмешательство мужа вызывает у нее раздражение, которое вначале явно не выражается. Одновременно дает о себе знать и отсутствие приработка мужа. Становясь раздражительной, жена начинает критиковать мужа, браниться, выяснять отношения. Муж возвращается к «халтуре» и друзьям, и все становится так, как было прежде. В доме мир и покой, но жена вновь чувствует себя одинокой. Возможна и такая ситуация: под влиянием психотерапии муж проводит дома больше времени, во все «сует нос», надоедая жене своей болтовней, что вызывает у нее невротические реакции или депрессию Или в семье появляются проблемы с воспитанием детей, которые сплачивают супругов; однако это объединение происходит за счет возникновения неприятностей у детей. Врач всегда должен учитывать возможность таких циклически взаимосвязанных реакций при проведении супружеской терапии. При выявлении патологического равновесия в системе он может попытаться установить новое, «здоровое» равновесие, но одновременно с достижением позитивных изменений у одного индивидуума он должен стремиться к такому урегулированию системы, чтобы данные изменения не нарушили ее целостности. В приведенном примере врач не может удовлетвориться полученным результатом, поскольку с изменением поведения мужа у жены возникают новые проблемы; он должен одновременно помочь жене, чтобы последствия достигнутых изменений (большеe присутствие мужа дома) одинаково положительно сказались бы на обоих супругах (и семье в целом). 4.2. Семейный системный подходСпециальный системный подход в семейной терапии, с одной стороны, связан с общей теорией систем, с другой — независимо от нее. Данный подход ориентирован преимущественно на семьи, состоящие из представителей нескольких поколений. Супружеская пара рассматривается как отдельная подсистема, поэтому в супружеской терапии семейный системный подход применяется реже. Несмотря на это, Paolino, McCrady (1978), редакторы коллективной монографии по вопросам супружества и супружеской терапии, включили в нее системный подход как третий по значимости после динамического и бихевиористического. Steinglass (1978) в рамках системного подхода объединил три основных направления, которые по своей теоретической концепции и практическому лечебному подходу значительно отличаются друг от друга: а) структуральная теория семьи по Минухину; б) теория семейных систем по Боуэну; в) современные концепции школы Пало-Альто. Структуральная теория семьи по Минухину выделяет три вектора супружеской пары как подсистемы семьи: организационные характеристики (состав семьи, взаимоотношения супружеской пары с остальными членами семьи и др.); формирование структуры взаимодействия во времени как проявление внутреннего развития системы, реакции системы на стресс. В пределах нормальной семьи супружеская пара должна иметь четко выраженные границы функционирования как подсистема, отличная от подсистемы родителей и подсистемы детей. Структуру взаимодействия Минухин понимает как совокупность отношений индивидуумов, включающая и каждого из партнеров, и остальных членов семьи. Для того чтобы изменить взаимодействие, необходимо изменить всю организацию системы, а не только поведение одного ее члена. Теория семейных систем по Боуэну ставит во главу угла дифференциацию «я» в противовес смазыванию, слиянию личности. Дифференциация касается как интрапсихических процессов, так и связей индивидуума с семьей его родителей. В интрапсихической области дифференциация происходит в интеллектуальной и эмоциональной сферах, которые не должны сливаться в недифференцированный психический процесс. В области взаимодействия с внешней средой дифференциация должна привести к отделению индивидуума от семьи родителей, чтобы он мог адекватно функционировать в семье, созданной им самим. Конфликты в семье возникают преимущественно в тех случаях, когда оба супруга малодифференцированы. Лечение должно быть направлено главным образом на то, чтобы помочь супругам достигнуть желаемого уровня дифференциации в области интеллектуальных и эмоциональных процессов. Современные концепции школы Пало-Альто [изложение классических принципов этой школы, касающихся проблем общения, приведено в работах Bos (1974) и Kratochvil (1976)] обращают внимание на преодоление трудностей в общении и возможные способы решения таких проблем; предлагается следующее: а) их решение на другом уровне; б) ре-интерпретация; в) использование парадокса [Watzlawik, Weakland, Fisch, 1974]. Решение на другом уровне имеет особое значение при образовании порочного круга взаимодействия. Например, ребенок плачет всякий раз, когда мать оставляет его в яслях, и чувствительной матери всегда приходится очень долго его успокаивать. Вместо безуспешного решения этой проблемы на уровне между матерью и ребенком можно предложить, чтобы ребенка в ясли отводил отец, который не обращает внимания на его плач, ребенок, таким образом, перестает плакать. Реинтерпретация, или преднамеренное изменение значения, хорошо иллюстрируется эпизодом из книги М. Твена. Бен насмехается над Томом, потому что тот «должен красить забор», тогда как он, Бен, «может пойти купаться». Том путем интерпретирования своей деятельность как «отличной забавы» склоняет Бена к тому, что он, забыв о купании, принимается умолять Тома позволить ему тоже «помазать забор». Аналогично этому жена может попробовать реинтерпретировать склонность своего мужа к проявлению ярости как «пробивную способность» или «мужественность», точно так же «полупустой» стакан можно представить как «наполовину полный», т. е. важны не столько сами вещи как таковые, сколько их восприятие, наше мнение о них. Примером парадокса, используемого в целях психотерапии, может служить ситуация, когда врач вместо ожидаемых советов относительно изменения поведения спрашивает пациента: «А зачем нужно что-то менять?» — и перечисляет выгоды, которые приносит ему его «симптоматика». Тем самым врач озадачивает его, делая невозможными привычные защитные реакции и принуждая его решить проблему, рассмотрев ее под иным углом зрения. Watzlawik (1977) предлагает заменить в процессе лечения логическую и рациональную аргументацию коммуникативными формами, реализующимися функцией правого (недоминантного) полушария мозга, т. е. образной коммуникацией, поэтическими, неожиданными, многозначными, метафорическими образами, скрывающими основное смысловое содержание и слабо связанными с конкретной действительностью, которые не анализируются пациентом, но в общем понятны ему. Автор рекомендует использовать аналогии, двусмысленности, афоризмы, парадоксы, подчеркивать различные детали, заменяющие целое. Для блокирования критически осмысленной деятельности, которая обеспечивается доминантным полушарием, предлагается применять методику так называемого интеллектуального замешательства: врач целенаправленно приводит своего пациента в замешательство путем использования сложных, невразумительных, псевдологических истолкований его поступков либо, наоборот, долго и подробно объясняет ему совершенно банальные вещи, не связанные с основной темой беседы Однако в общий поток банальных и невразумительных высказываний он незаметно, ненавязчиво включает короткое существенное сообщение, которое «ясно выделяется из мглы замешательства» и неосознанно фиксируется пациентом. Это действует подобно внушению. Sluzki (1978) при рассмотрении основных принципов работы психотерапевта с супружеской парой подчеркивает необходимость поддержания открытого общения партнеров между собой (каждый должен говорить за себя, выражать собственные чувства или требования и уметь выслушать другого, не претендовать на «ясновидение», (т. е. не пытаться подумывать за партнера) и одновременно (так же как Watzlawik) рекомендует врачу не быть слишком открытым и проницаемым для своих пациентов, чтобы иметь возможность до известной степени запутать и озадачить их (см. ниже). 1. Если пациент А жалуется на какой-либо симптом, то врач должен положительно отозваться на его проявления, ссылаясь при этом на мнение пациента Б. 2. Если пациент А отмечает снижение интенсивности проявлений данного симптома, то врач должен высказаться достаточно неопределенно по этому поводу, усомниться или даже преувеличить его тяжесть. 3 Если у пациента А интенсивность проявления затруднений меняется на протяжении дня или недели, то врач должен порекомендовать ему не говорить об этом Б или, наоборот, в периоды облегчения сказать Б, что ему стало хуже (с целью симуляции трудностей). 4. Если супруги сообщают о выполнении определенного задания или о достижении определенного успеха, врач должен изобразить удивление и сделать прогноз относительно того, что это не будет продолжаться долго и в ближайшее время все вернется в прежнее состояние. Как отмечают Weakland и соавт. (1974), «предписанные признаки» и побуждение к симптоматическому или иному нежелательному поведению используются с той целью, чтобы такое поведение попало под контроль пациента. Haley (1976) видит смысл парадоксальных указаний в том, что в данных условиях пациент стремится изменить свое поведение, «излечиться» наперекор врачу. Таким образом, особенностью этого подхода является следующее: для достижения конкретных результатов врач часто выступает не с рациональной и аутентичной позиции и нередко рекомендует или предписывает пациентам нечто обратное тому, чего они должны достигнуть. Более того, он озадачивает их, манипулирует на скрытом уровне, играет с ними в определенную игру, не объясняя ее правил. В некоторых случаях это может быть весьма действенным, особенно если врач опытный и пользуется доверием пациентов, однако иногда может возникнуть впечатление, что врач не понимает пациентов, сам не знает, чего хочет, и говорит довольно путанно. 5. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНЫЙ ПОДХОДСторонники этой концепции видят в супружеских проблемах и конфликтах проявления неразумного отношения к жизни и браку, последствия незнания закономерностей супружеского союза, основанного на нереалистических представлениях, обозначаемых некоторыми авторами как «супружеские и семейные мифы». Данный подход предполагает восстановление рационального начала, трезвую оценку вещей и практическое решение возникающих проблем, снижение романтического накала, информирование партнеров о закономерностях развития семейных и супружеских отношений. Рациональный подход диаметрально противоположен роджеровскому подходу и методике «сталкивания», которые работают в плоскости чувств, отказываясь от рациональных построений как от бесплодного «интеллектуализма». Рациональный подход в психотерапии ориентирован на логическое мышление, окрашенное эмоциями, Врач помогает пациенту выявить иррациональные формы в мышлении, которые наряду с иррациональным отношением к партнеру способствуют нарушению супружеских связей. Сначала он беседует с пациентами, наблюдает за ними, а затем формирует конкретные указания и рекомендации, касающиеся желаемых изменений поведения, и дает домашние задания. Иррациональные формы мышления, требующие коррекции, некоторые исследователи [Ellis, 1969; Harper, 1969; Ard, 1969] обозначили как мифы, К. ним относятся следующие: 1) миф о вечной любви —партнер должен любить меня всегда, даже когда я нудная, веду себя глупо или противно, 2) миф о волшебной силе любви — любовь сама по себе делает возможным разрешение всех проблем; самое главное — любить друг друга, а остальное уладится; 3) миф о внешней детерминации эмоций — эмоции мне дадут другие люди, «приласкай меня», «сделай меня счастливой», а я за свои эмоции не в ответе; 4) миф об абсолютности понятий — некоторые «совершенно катастрофичны», другие «великолепны», третьи «полностью аморальны» и т. п.; 5) миф «око за око, зуб за зуб» — насколько мне партнер сделал плохо, настолько же ему следует отплатить; 6) миф о «злой судьбе» — почему это должно было случиться именно со мной, я такого не заслужила. Проблемами сотворения семейных мифов в ЧФР занимался Planava (1978). Он приводит также мифы о взаимном резонансе супругов, о постоянном супружеском счастье, о вине и наказании (в каждом случае надо найти виновника), мифы о том, что супруги обо всем говорят открыто, что жертвуют всем ради детей. Он предлагает разделить семейные мифы на гестианские (Гестия — богиня домашнего очага в древнегреческой мифологии), ориентированные (по меньшей мере внешне) на сплочение семьи и мифы дисгестианские, разъединяющие семью. Рациональный подход к устранению алогичных, иррациональных, романтических или кататимных форм мышления заключается в замене их практическим решением актуальных проблем, возникающих в семье. Проблемы необходимо быстро идентифицировать, и пациент должен получить от врача четкие указания и рекомендации по их решению. Этому подходу близок метод Plzak, который можно определить как воспитательный. Plzak (1973, 1975, 1978) выделяет рациональную организацию пяти главных областей (или сфер) совместной жизни супругов, к которым относятся ведение домашнего хозяйства и распределение семейного бюджета, заботы о детях и их воспитание, проведение свободного времени, сексуальная жизнь и общение супругов. В условиях обострения конфликтных ситуаций наиболее целесообразной является «схема управления совместной жизнью». Супруги получают от психотерапевта однозначные и авторитарные указания относительно определения прав и обязанностей каждого из них во всех перечисленных выше областях, с тем чтобы в семье быстро восстановился порядок и брак сохранился. Например, в области ведения домашнего хозяйства — жена должна заботиться о доме и об использовании средств, запланированных на ведение хозяйства. Жена распределяет обязанности среди детей, тогда как муж заботится о развитии их интересов. Что касается проведения свободного времени, здесь каждый имеет право на один свободный день в неделю, который он может посвятить собственным увлечениям и интересам. Частота половых сношений должна определяться тем партнером, который испытывает в них меньшую потребность, причем запрещается требовать от партнера проявлений любовных чувств (они имеют спонтанный характер и не могут быть запланированы). В области общения категорически запрещаются такие асимметричные формы коммуникации, как напоминания, выговоры, резкая критика, поучения (на это не имеет права ни одни из супругов), а также общение, основанное на брани, себялюбии и вспышках гнева, поскольку оно не ведет к необходимому решению проблем. Plzak акцентирует внимание на понятии «эмоциональной зависимости в браке». Повышенную зависимость в браке он рассматривает как фактор, существенно усложняющий семейные отношения, будь то односторонняя зависимость (такой брак называют «обреченным на крах») или двусторонняя (такой брак называют «бедственным»). Главной задачей психотерапии является помощь в построении открытых форм совместной жизни. Для вступающих в брак и супружеских пар Plzak живо и остроумно изложил принципы семейной жизни в ряде популярных брошюр «К любви готов» (1979), «К браку готов» (1980) и «К непогоде готов» (1981). Источник: http://С. Кратохвил Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина 1991 | |
Просмотров: 1994 | |
Всего комментариев: 0 | |