[Кафедра социальной и семейной психологии ]
Главная » Статьи » Мои статьи

Квинтин Л. Состояние после психотравмы: терапия или превентивный подход?

Три года тому назад, будучи в Минске, мы говорили о том, что 80% пострадавших от различных потрясений нормально функционируют, ведут обычный образ жизни, не нуждаются ни в какой специализированной помощи. Эти 80% черпают положительный опыт в семье или находят источник самовосстановления внутри себя, или восстанавливаются благодаря обоим факторам (мы это называем "пальто-помощью").

Через 3 месяца или полгода психотравмы у 20% пострадавших, не имеющих какой-либо серьезной поддержки, возникают те или иные проблемы на одном или более уровнях качества жизни, а именно в аффек­тивной, психосоциальной, профессиональной, психосексуальной и психосоматической сферах жизни, люди также получают реальное соматическое воздействие от определенного критического инцидента.

Пример: несчастный случай — взрыв в школе. Погибло 10 человек. Кто является жертвой? Жертв тысячи — помимо погибших — это их родственники, друзья, свидетели, спасатели, знакомые и т.д.

Критический инцидент—это что-то неожиданное, уникальное. Появляется чувство тревоги, которое всегда объединяет окружающих, жертва становится беспомощной. Последствия будут меньшими, если удастся хотя бы частично контролировать ситуацию.

Что происходит внутри жертвы, с ее психикой—вот вопрос, на который мы должны дать ответ. Приведем характерный диалог с пострадавшим.

У человека умер сын.

Л.К. — Что вы чувствуете, когда я говорю вам о сыне?

П. — Боль очень сильную.

Л.К. — Хотите ли вы забыть сына?

П. —Нет.

Л.К. — Если мы заберем у вас эту боль, вы забудете сына.

Мы бы выделили 3 уровня поведения человека: когнитивный (для терапии после травмы очень важна точная информация о случившемся), реальный и эмоциональный.

В реакции пострадавших мы отмечаем сужение восприятия (туннельный эффект): они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. Поэтому при проведении дебрифинга важно говорить четко и просто. У жертв наряду с материальными потребностями возникают информационные и психологические.     

Психологу необходимо знать следующее:

  1. Особенности воздействия психотравмы на человека: имело место природное бедствие, техногенная катастрофа или произошло насилие. Насилие совершено группой или 1 человеком? Совершалось ли насилие над тобой или ты оказался его очевидцем? и т.п.
  2. Тип личности потерпевшего.
  3. Возрастные и половые различия.
  4. Особенности структуры семьи.
  5. Наличие ранее перенесенных травматических переживаний.
  6. Есть ли поддержка на работе у пострадавшего, связана ли работа с риском, постоянными переживаниями травматических событий.

Последствия катастрофы можно выявить на пяти различных уровнях качества жизни:       

  1. Аффективный уровень. Реагирование на ситуацию по-разному:
  • гиперреагирование — человек очень активен, постоянно говорит о случившемся;
  • гипореагирование—человек подавлен, замкнут, ушел в себя;
  • депрессивное реагирование — потеря всякого интереса к жизни, глубокий уход в себя.    

Об этом уровне чаще можно получить информацию со стороны (от близких и друзей).    

  1. Уровень психосоциальных отношений—человек либо замыкаете в себе, либо "распыляется".
  2. Профессиональный уровень. Часты проблемы на работе и увольнения
  3. Психосексуальная жизнь. Нарушения нормальной сексуальной активности и проблемы в семье.  
  4. Психосоматические проблемы.

Динамика посттравматического состояния: острый период—переработка ("переоценка стресса").

Нормальная реакция на ненормальную ситуацию длится примерно 3 месяца.

Если на этих этапах ничего не делать, то 30% пострадавших выйдут из посттравматического состояния сами только благодаря под­держке близких.

Надо выяснить почему 20% имеют проблемы.

Существует несколько причин возникновения проблему 20%, перенесших тяжелые потрясения и страдающих PTSD:

  1. Они не признаются жертвами в обществе.
  2. Недостаток информации о самом событии, о том, что происходит внутри человека.
  3. Неправильный подход — медикоментозное лечение. Очень хоро­шо, терапевтично сказать человеку: "Ты нормальный, и у тебя нормаль­ная реакция на ненормальную ситуацию".
  4. Отсутствие ритуалов (например, невозможность похоронить близ­кого...). Ритуалы — это путь к самому сокровенному человека, но не напрямую, а через символы.
  5. Травматическому событию предшествовали другие травмирующие события.
  6. Плохая социальная интеграция.

При превентивном подходе надо обязательно учитывать первые 4 пункта.

При оказании немедленной помощи надо руководствоваться следующими принципами:

  1. Немедленная помощь (уменьшает возможность разрастания конфликта).
  2. Близость к месту события.
  3. Ожидание положительного результата.
  4. Единство действий — общий подход и единая команда.
  5. Не забывать о самой простой и действенной терапии — чай, сигарета, игрушка, к тому же это способствует установлению контакта с пациентом.

Особенности проведения дебрифинга (психологическая дезинфекция травмы).

Несколько преимуществ различных техник сведены в эту процедуру. Самое главное — это групповой процесс. Для многих пострадавших вина является фактом более важным, чем то, что происходило. Ведущий дебрифинга должен вести себя мягко, но строго, последовательно.

Фазы дебрифинга:

  1. Условия проведения дебрифинга:

конфиденциальность;

внимание к чужим чувствам.

  1. Факты.

Что бы вы могли рассказать о том, что видели?

На этой фазе устанавливается взаимодействие друг с другом, участников также инструктируют: «Не проявляйте чувства». Если человек начинает говорить о том, что именно чувствует, начинает плакать, это неплохо, но лучше сказать: «Тебе очень тяжело, я тебя понимаю, но сейчас мы об этом не будем говорить, а вернемся к этим чувствам позднее».

Не стоит быстро переходить к следующей фазе.

  1. Чувства.    

Хорошо, когда на фазе фактов уже началось проявление чувств.

Вопросы на этой фазе могут быть следующие:

  • Что вы чувствовали к этому человеку?   
  • Кто-то может еще сказать, что он чувствовал?

Психолог может интерпретировать чувства. Он должен быть достаточно директивным, так как есть жертвы гопоактивные и гиперактивные.

  1. Сбор симптомов.

«Кто может рассказать о том, каким он был до события и каким стал после него?»

На этой фазе жертва понимает, что симптомы, которые он у себя находит, присущи и другим.

  1. Информация.

Психолог должен проинформировать о том, что обычно происходит с людьми в критической ситуации и что подобное поведение—это нормаль­ная реакция на ненормальную ситуацию.

  1. Действия.

Жертвы всегда нуждаются в каких-то активных действиях, они пытаются воздействовать на среду, так как не смогли сделать что-то в трудной ситуации. На этой фазе необходимо минимизировать воздействие прошлого и активизировать будущее, избегая прямых ответов.

Необходимо подвергнуть:

  1. Дебрифинг следует проводить как минимум двоим психологам.
  2. Избегать внешних помех. Так, на двери можно написать: «Не мешать при любых обстоятельствах».
  3. Количество людей — минимум 2 человека, максимум 72.
  4. Время проведения:
  • если нет жертв (смертельных исходов)—минимум через 72 часа после травмы нужно собрать группу. Но срочность здесь не столь важна, более важна глубина дебрифинга. В практике были случаи проведения дебрифинга спустя 6 месяцев,
  • если есть трупы, желательно проведение первого дебрифинга до похорон, затем следующий, спустя неделю и месяц.
  1. Один дебрифинг рассчитан на 3-4 встречи.
  2. Иногда довольно трудно отделить фазы фактов от фаз чувств. Поэтому возможно совмещение фактов.

Данная схема может быть использована и в индивидуальной работе.

Существуют различные виды психологического знания. Вы знаете, что психология бывает педагогической, клинической, детской, прикладной и т.д. Но необходимо и выделение в специальную отрасль кризисной психоло­гии, которая имеет дело с поведением жертвы. В кризисной психологии мы бы выделили такие направления: психотравматология, виктимелогия, типично психотерапевтическое направление, так как многие психотехники не работают.

В двух университетах США уже идет подготовка специалистов в об­ласти кризисной психологии.

На наш взгляд, существуют две точки зрения на то, как оказывать помощь человеку после получения им психотравмы. Первая — клас­сический, или терапевтический подход. Вторая — стратегический, или превентивный подход. Очевидно, что оба подхода должны рассматривать­ся как дополняющие друг друга.

Терапевтический подход

  • пассивная позиция
  • редко
  • сосредоточение на индивидуальном подходе (личность)
  • приверженность к частой (излишней) психофармакотерапии и госпитализации
  • значение научных знаний и методик (сила)
  • кратковременное занятие
  • аномальные реакции
  • психопаталогический взгляд на пациента
  • информация—значительная. (важная для вмешательства)

Превентивный подход

  • приверженность к активной позиции
  • часто
  • сосредоточение на групповых мето­диках ("пальто-помощь"-общность)
  • отсутствие психофармакотерапевтичных средств, а также и госпитализации
  • значение основных человеческих способностей (ранимость)
  • долговременное занятие
  • нормальные реакции на ненормальные ситуации
  • пострадавшие — не пациенты, у них другие потребности
  • информация — моральная идея (важ­на для настоящих занятий вовремя)

Эффективность превентивного подхода

Анализ работы с пациентами с использованием превентивного, да показывает, что в течение первых 6 месяцев после события 75% жертв посетили 2-3 консультации, 25% — 8-9 консультаций.

На приглашение Центра прийти к нам спустя 1 год после события откликнулось 95% бывших клиентов, и оказалось — при проведении анкеты — что 1,8% не получил никакой пользы от консультаций. Другие указывали следующие положительные моменты, которые им понравились:       

сама организация — никогда не ждали более 5 минут перед приемом, им предлагали чай, кофе, консультации были анонимными, и на каждую уходило 2-3 часа;

клиентам сказали, что с ними произошло. Они получили новую когни­тивную структуру;

здесь их признали жертвами;

была возможность общаться с людьми, у которых такие же проблемы.

При анализе группы клиентов, получивших 8-9 консультаций, было вы­явлено, что ранее они пережили травматические события, либо психические заболевания.

И в заключение продемонстрируем стратегическую идею психосоциальной помощи людям, пережившим катастрофу. Это основная концеп­ция, распространенная у нас в Бельгии.

Острый

период

Работа в течение

от 3 до 6 месяцев

Хроническое

состояние

потребности

потребности

потребности

принципы методики

принципы методики

принципы методики

Без упреждающей помощи

80%

20%

С предупредительной помощью

-

1,5-3%

 


Источник: http://Кризисные события и психологические проблемы человека / Под ред. Л.А. Пергаменщика. - Мн., 1997. - С. 183 -188.
Категория: Мои статьи | Добавил: Fotina (06.02.2017)
Просмотров: 1475 | Теги: качество жизни, дебрифинг, психотравма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0