Главная » Статьи » Мои статьи |
Информация, полученная от психически больных, показывает, что среди них больше потерявших родителей, чем среди остального населения [3]. В детском психиатрическом отделении из числа изученных больных только 41% воспитывался обоими родителями, причем у 18% пациентов умер один или оба родителя. Наихудшее влияние оказывает материнская депривация, так как именно мать создает основу для отношений к людям, для доверия к окружающему миру [27],. Многие специалисты обнаруживают достоверно более высокий процент (от 7 до 60%) сирот среди психических больных в сравнении с воспитывавшимися в полной семье. [1]. Так, например, среди депрессивных больных сирот оказывается в 4 раза больше, чем в группе психических здоровых [б]> Ранняя утрата одного или обоих родителей достоверно чаще встречается у совершивших те или иные преступления [10]. Проблемы, вовлекаемые в переживания при смерти близкого, очень отличаются в зависимости от возраста. Имеют значение различия в структурах ядра личности и эмоциональных привязанностях у детей и взрослых. Младенец целиком зависим от одного лица — матери или замещающего ее человека, обеспечивающего его физические и психические потребности. По своему качеству и количеству очень разнятся переживания потери родителя в детстве или в подростковом возрасте. Тотальная утрата — это когда кто-то оказывается перед лицом собственной смерти. Такое переживание одинаково тяжело для всех, безотносительно возраста. Тотальная потеря лежит за пределами нашего понимания. 3. Фрейд [20] выразил эту мысль следующим образом: «В бессознательном каждого из нас существует убеждение в его собственном бессмертии. Существовать, не будучи живым, не имея объекта любви, немыслимо для человеческого сознания, хотя это может быть понято посредством исключения невозможного и принятием неизбежности смерти». Реакция маленьких детей на утрату родителя является «аналитической» — т. е. связанной с потерей источника пищи, тепла и защиты. Длительно существовавшее предположение о том, что дети не способны переживать смерть близких, было опровергнуто. Их переживания определяются потерей объекта любви и идентификации, а потому оказываются очень глубокими, серьезно травмирующими детскую психику [19]. Тяжесть психотравмы, возникшей из-за утраты родителя, объясняется потерей материнской защиты. В связи с этим первоначально ребенок протестует против случившегося, что определяется его страхом одиночества, затем горюет и отчаивается, уже понимая происшедшее и, наконец, пытается приспособиться к жизни без близкого человека [9]. Более поздний подход к пониманию детского горя складывается из представлений о том, что на первой стадии переживаний дети осознают случившееся. На второй — у них исчезает привязанность к любимому человеку (декатексис), на третьей — появляются воспоминания об умершем родителе и страстное желание вернуть его (гиперкатексис). В дальнейшем наступает стадия идентификации с умершим (рекатексис). Трудности приспособления после утраты у детей возникают, если они не имеют реалистического представления о смерти родителя или тогда, когда в последней стадии они сознательно противятся идентификации, тем самым препятствуя нормальному протеканию процесса горя [21]. Кажется, что невозможно смягчить младенцу стресс утраты матери, как это происходит позже, когда с потерей объекта любви более старшие постепенно свыкаются. Смерть матери в младенчестве —- тяжелое тотальное переживание, слишком близкое к страху собственной смерти, а потому и воспринимается как окончательная потеря,. Когда в детстве умирает мать, ребенок пытается отвергнуть этот факт посредством фантазии своего всемогущества. Фактически это сродни с тем, что происходит у взрослых, отвергающих смерть как тотальную потерю [24]. Различают два страха, связанных с угрожающей смертью [17]: страх лишиться будущего, сопровождающийся боязнью разрушения психики, души или личности, и страх, относящийся к деструкции тела и исчезновению без опасения потерять личность, т. е. менее тотальное переживание. Эти две формы страха смерти очень близки к основным источникам тревоги в детстве: страху потери матери, которая удовлетворяет важные потребности, или позже потери ее любви и заботы, и страху кастрации или уродования. Д. Винникот [36] полагал, что тревога в ранних стадиях отношений между матерью и ребенком связана с альтернативой существования или исчезновения. При благоприятных обстоятельствах существование младенца начинает усложняться, что делает возможным появление мыслей о всемогуществе. В этой стадии слово «смерть» не получает адекватного применения, а термин смертельный инстинкт не приемлем для понимания происхождения деструктивных тенденций. Смерть для ребенка не имеет смысла до возникновения ненависти к человеческой личности. Смысл понятия «смерть» появляется тогда, когда человеческая личность уже может восприниматься ненавидимой или покалеченной. При этом он поникает, что ненавидимая или любимая личность, кастрированная или иным образом изуродованная, остается живой, а не убитой. Очевидно, что фантазии всемогущества возникают в детстве, чтобы защитить ребенка от возможности разрушения его личности, в то время как кастрация или другие формы калечения представляют более приемлемую форму смерти. При приближении неизбежной смерти возникает страх остаться одному. Д. Винникот [35] пишет, что вдобавок к взаимоотношениям между тремя (эдипов комплекс) и двумя (между матерью и ребенком) имеются еще и отношения человека к своему одиночеству. Он указывает, что «способность быть действительно одиноким» основана на раннем переживании «быть в одиночестве в присутствии кого-то еще». Оставаться одиноким в присутствии кого-либо — могло быть в очень ранней стадии развития, когда незрелое Я балансируется Я матери. С течением времени поддержка матери укрепляет Я индивида таким образом, что он становится способным быть самостоятельным без частого обращения за помощью;. Быть самим собой рядом с кем-то — это поддерживать взаимоотношения между Я, среди которых по крайней мере один «самостоятелен». В то же время существование каждого важно для другого. Это нечто другое, чем отношение Оно, в которых удовлетворение инстинктов является наиболее важной целью. Самостоятельное существование ребенка вместе с матерью суть отношения Я, которые могут быть матрицей переноса,. Зрелость и способность быть самим собой предполагает, что индивид имел шанс благодаря достаточно теплым отношениям матери уверовать в безопасное окружение. Эта вера основана на многократном повторном удовлетворении инстинктов. Таким образом ожидается, что индивид в приближении угрожающей смерти, перед лицом отрыва от членов семьи и одиночества сохраняет способность быть самостоятельным. Когда этой способности становится недостаточно, индивид начинает нуждаться в поддержке Я из внешнего мира, чтобы освободиться от тревоги сепарации. Само собой разумеется, что маленький ребенок нуждается в большей поддержке Я нежели старший или взрослый, чтобы быть способным остаться в одиночестве без тревоги. Реакции ребенка на смерть. Задача оплакивания, связанного со смертью, сводится к ослаблению привязанностей к родителям. Отказ от эмоциональных связей перед лицом свершившейся смерти близкого начинался раньше и продолжался в процессе развития личности в форме «либидинозной дезинтеграции от родителей», зависящей не только от возраста ребенка, но и от природы и интенсивности отношений и взаимодействий между ним и родителями. Согласно 3. Фрейду [20], когда исследование реальности показало, что любимого объекта больше не существует и реальность подсказывает требование отнять все Либидо, связанные с объектом, человек нелегко оставляет позиции либидо даже в том случае, когда ему предвидится замена. Это сопротивление может быть настолько сильным, что наступает отход от реальности и объект удерживается. При нормальных условиях победу одерживает уважение к реальности. Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается, приобретает повышенную активную силу и на нем совершается освобождение либидо. По окончании этой работы печали Я становится опять свободным и освобожденным от задержек. Трактовка 3. Фрейда работы печали вероятно идеальна и соответствует благоприятным обстоятельствам, которые обычно недостижимы даже у большинства взрослых. Появление «фантома мужей» у вдов в форме сильно выраженного чувства присутствия покойного [31] встречается чаще, чем думают. У детей призрак родителя также нередкое явление, когда переживание печали не приносит облегчения. Задаются вопросом: «Идентичен ли механизм печали у детей и взрослых?» В( соответствии с мыслями Анны Фрейд [18], ребенок достигает постоянной привязанности к объекту любви в конце первого — начале второго года жизни. Ребенок не привязывается к заместителю объекта любви также как ранее, хотя и может принять его заботу. Только ко времени, когда отношения с объектом любви достигают прочности, тогда природа и качество энергии, направляемой к объекту, может по крайней мере в рудиментарной форме сравнено с уровнем, природой и качеством энергии, направляемой здоровым взрослым1 к своим ближайшим объектам. [29]. Именно эта энергия, которая должна быть отнята от бессчетных воспоминаний об объекте любви, и делает возможным появление энергии новых объектов. Было высказано суждение [9], что печаль ребенка, начиная с 6 мес, сходна с той, что наблюдается у взрослых. Анна Фрейд [18] и Р. Фармен [22] среди других сомневались и утверждали, что лишь ребенок 372—4 лет способен к эмоциям горя в ответ на смерть родителя. В то же время А. Уолф: [37], оценил возраст начала таких переживаний в 10—11 лет, другие [29, 38] утверждали, что печаль, описанная Анной Фрейд, возможна только после отрыва от родителей в подростковом возрасте, хотя некоторые ее проявления могут наблюдаться уже в детстве. Факторы, препятствующие способности печалиться о потере. Концепция о детской печали должна оцениваться с учетом двух аспектов [22]: способности ребенка оплакивать родителя и факторов, вмешивающихся в этот процесс. Более того, важно отделить отсутствие явных признаков горя, так же как и возникших невротических симптомов, от факта, что ребенок может не иметь способности к оплакиванию. Должно учитываться также большое индивидуальное различие детей разного возраста по их возможности переживать утрату. Способность печалиться у ребенка может зависеть от фазы психического развития во время утраты, а также от его ранних травмирующих переживаний. Неизбежные фрустрации, связанные с оптимальным развитием, не вредят так детскому всемогуществу, как психотравмирующие события. Всемогущество детей — это вера в то, что будущее окажется благополучным. Если это не удается, то ребенок останавливается в развитии или даже регрессирует к безопасному прошлому или к ранним фантазиям всесилия. Предшествующие психотравмирующие переживания и отсутствие постоянной безопасности уменьшают способность ребенка печалиться из-за утраты близкого. Некоторые обстоятельства, возникающие во время траура, также могут уменьшать способности оплакивания. Очень разнятся переживания горя у детей, живущих дома в знакомой обстановке, и тех, кто помещен в детские учреждения [29]. Мало известно о продолжительности горя ребенка, когда мать временно или навсегда покидает дом, а ребенок остается. Предполагают, что, если родственники поддерживают ребенка в его печали, понимают ее, не отвергают его переживаний, он способен оплакивать родителей. Г. Дейч [14] описала феномен (безразличия, который дети часто демонстрируют после смерти любимого человека. До подросткового возраста дети не способны длительно печалиться так, как это наблюдается у взрослых [38]. Указывается на возможность появления у детей сходных переживаний [29], но при этом подчеркивается, что многое в поведении взрослых в траурных обстоятельствах обусловлено ситуацией, традициями и ритуалами. Маленький ребенок не улавливает смысл такого поведения и потому оно для него не становится объектом подражания. Хёгглунд [24] наблюдал реакции на смерть матери у троих детей — 5, 7 и 11 лет. С поддержкой взрослых они способны были выразить глубокое горе и словесно и эмоционально, а также в форме фантазий о приближающейся смерти матери. После ее смерти эти фантазии надолго оставались в памяти, обнаруживая глубокую тоску. Несколько позже они пели вместе, отражая в песнях память о своей покойной матери. Они хранили многочисленные воспоминания о ней, но были способны привязаться к мачехе без всякого признака раздвоения чувств или их идеализации. Предполагается, что, если семейная поддерж-ка^ в общих горе и радости создают поддержку личности детей, то это облегчает переживание потери любимого существа. Утрата родителя у детей нередко приводит к выраженным психическим расстройствам: снижению настроения, нарушениям сна, ночным кошмарам, анорексии, уменьшению массы тела, головным болям, болевым ощущениям в теле, потере интереса к учебе и другой активности, отказам от посещения занятий и поведенческим расстройствам [16]. Наряду с эмоциональными расстройствами, могут возникнуть и интеллектуальные трудности [4];. В некоторых случаях вместо непосредственных реакций на смерть родителя наблюдаются отдаленные, иногда спустя год, проявления горя [5]. Потеря близкого человека сказывается как на непосредственных переживаниях детей, так и на развитии личности в последующем. Вначале наиболее часто возникают апатия, депрессия, а затем амнезия, фобии, расстройства сна, вялость или же нарушения общения, трудности в учебе, конфликты с окружающими [21]. Описываются также и более серьезные формы расстройства общения, укладывающиеся в клиническую картину синдрома аутизма. Искаженное развитие личности, возникшее вследствие утраты родителя, способствует в последующем появлению депрессивных состояний [7]. Нами совместно с М. Ю. Мартыновой проведено изучение влияния смерти одного из родителей на психосоматическое здоровье детей, потерявших отца или мать в возрасте 3—12 лет. В половине изученных семей отношения были хорошими. Во всех случаях смерть была неожиданной. Все дети, кроме двоих, уже знали о ее причинах и необратимости. Ситуация усугублялась тем, что переживший родитель сдержанно, но длительно горюет или реже даже бурно реагирует на потерю. Дети непосредственно после случившегося чаще остро переживают («плачут навзрыд») или, как исключение, не проявляют явной печали и даже не могут поверить в реальность происшедшего. Вскоре развиваются более стойкие и длительные изменения. Одни дети становятся грустными, раздражительными, ранимыми, плаксивыми или боязливыми. У других нарушается поведение, появляется агрессивность. У части обследованных возникают психосоматические расстройства, головные боли, головокружения, боли в животе, повышается артериальное давление, расстраивается сон или учащается энурез, увеличивается масса тела, обостряется нейродермит. В результате пережитого понятие о смерти становится определеннее или изменяется. Дети считали ее наказанием за плохое поведение, либо, реже, результатом старости и болезней. Большая часть обследованных детей дали мистическую оценку происшедшему. Они говорили о возможном возвращении умершего домой в качестве призрака и в сновидениях. Они верят в отлет души умершего на небо, переселение в души детей или взрослых. Дети хотели не стареть и умереть в желанный для них момент. Отклонения в формировании детской личности после смерти одного из родителей объясняют нарушением психологической атмосферы в семье. Эти последествия наиболее выражены, когда ребенок теряет ррдителя на фоне уже имеющегося распада семьи, на 3—4-м году жизни или, если пол умершего родителя совпадает с полом ребенка [33]. Особый риск для душевного здоровья девочек представляет потеря матери до пубертатного возраста [11]. Возникновению психических расстройств у детей способствует внезапность смерти родителя, возраст самого ребенка и его восприятие семьи после потери [30]. Формирование реакций детей на потерю, наряду с их способностью понимать значение факта смерти, зависит от их характера и уровня психосексуального развития. Чем старше дети, тем лучше они адаптируются после смерти родителя [34]. В то же время нередки описания переживаний детей, не достигших 3-летнего возраста [13]. Дж. Хименуэй [25] нашла, что для оформления реакции на утрату не имеет большого значения в какой стадии развития находится ребенок. Более важным она посчитала наличие или отсутствие религиозного мировоззрения родителей, которое сказывается в принятии ими или неприятии случившегося в течение глубокого психологического кризиса. Потрясения детей из-за потери родителя усугубляются в том случае, если он погиб в результате самоубийства. Наряду с адекватным горем, свойственным утрате родителя, в связи с другими причинами возникают и дополнительные переживания, связанные с предрассудками, традиционным неприятием осуждением, замалчиванием или пересудами окружающими людей, совершивших суицид. Все это обременяет оставшихся членов семьи и нарушает нормальный процесс оплакивания. В качестве положительного момента, способствующего лучшему приспособлению к утрате, называют наличие в семье прародителей [26]. Нельзя не согласиться с тем, что трудности ребенка, потерявшего родителя, утяжеляются из-за того, что еще не выработаны психологические инструменты, которые могли бы помочь адекватно оценить его состояние, из-за отсутствия критериев нормального или аномального переживания горя [2]. В связи со сказанным, особенное значение приобретают наблюдения за детьми и подростками, пережившими утрату близких и их психологическая и психопатологическая квалификация. Описаны несколько вариантов реакций у детей на смерть родителей [5]. Реакция на смерть в форме психосоматических симптомов проявляется в остановке или неровности развития, что связывается с невозможностью модификации детских фантазий из-за недостатка опыта в реальности. Утрата навыков как результат реакции, на смерть может, в частности, проявиться в неспособности управлять сфинктером прямой кишки. Реакция на смерть может обнаруживаться такими расстройствами поведения, как агрессивность, непослушание, нарушение режима, сочетающиеся с изменениями настроения и бурными аффективными разрядами. Встречаются и абсолютно" неблагоприятные последствия потери родителя, приводящие к попыткам самоубийства, что находит объяснение в чрезмерно сильной идентификации ребенка обычно того же, что и умерший, пола и желанием вернуть последнего любыми средствами например, «встретившись с ним на небесах» [23]. Другое объяснение наблюдающихся суицидальных попыток у переживающих утрату родителя детей сводится к тому, что их незрелое Я не способно принять факт смерти близкого, а это делает невозможным для них справиться с психической травмой.
Реакции подростков на смерть родителя. Из-за большей зрелости Я подросток лучше способен совладать с приобретенным пониманием конечности жизни. В отличие От маленького ребенка он не так сильно зависит от матери и отца. Он утрачивает либидинозные связи с родителями, у него возникают привязанности в группе сверстников и ко взрослым за пределами семьи. Однако ошибочно думать, что отношение к потере определяется только хронологическим возрастом. У подростка в процессе формирования идентичности возникает много более или менее тяжелых отклонений [15]. Общее расстройство идентичности и чувство недостаточности единства Я достигает наивысшей степени в болезненном вопросе подростка «Кто Я?». В течение этой возрастной фазы повторяется одна из ранних фаз, оживляются неразрешенные конфликты и останавливается развитие. Подростковые реакции и преодоление трудностей крайне разнообразны и уникальны у разных индивидов. Часто только во время критических. ситуаций возможно наблюдать адаптацию и оценить как хорошо Я может справляться с тревогой. Потеря родителя, брата или сестры не может автоматически привести к психическим расстройствам. Воздействие утраты близкого на психологическое развитие подростка определяется сформированностью влечений, качеством отношений с окружающими и степенью зрелости Я, достигнутой к моменту смерти члена семьи. Потеря объекта любви, не являясь патологической, может стать ядром, вокруг которого организуются ранние конфликты и латентные патогенные элементы [28]. У подростков нередко возникают условия для суицидального поведения. Иллюстрацией может быть следующий случай [5]: 15-летняя девочка совершила попытку самоубийства спустя 4 месяца после смерти своего отца. Она была его любимым ребенком с раннего детства. Отецк будучи преступником, имел плохую репутацию в семье!. Это еще больше сближало его с дочерью. Она не преодолела привязанности к отцу и потому не получала удовлетворения от общения со сверстниками. Хотя она была предана своему отцу, она двойственно относилась к преступлениям отца, так как его поведение сказывалось на ее репутации в школа После смерти родителя она очень по нему тосковала и желала воссоединиться с ним даже в смерти. Другим фактором, приведшим ее к самоубийству, была агрессия, к отцу из-за своей идентификации с его преступным поведением и желанием наказать себя за это смертью. Непосредственно перед суицидальной попыткой она высказала свою веру в бессмертие, что раньше не было частью ее мировоззрения и не соответствовало представлениям окружающих. Знакомство с подростками, проявляющими возобновившийся интерес к бессмертию или сосредоточение на этой проблеме, показывает, что их борьба с интенсивными тревогами приводит к одному из острейших парадоксов жизни, когда на пороге взросления они чувствуют угрозу своему существованию [15]. Предполагается, что может быть два пути преодоления этой специфической тревоги — либо реальные достижения в жизни, либо уход в мир фантазий, т. е. или слава и бессмертие в земном смысле, или духовная жизнь. Нормальный интерес к бессмертию, являющийся частью развития личности, может иногда служить защитой, помогая преодолеть ужас смерти, избежать печали и увековечить фантазии в физической нетленности. Религиозный смысл этой проблемы обычно в этом вопросе не имеется в виду. Большая значимость смерти в жизни подростка может привести его к суицидным мыслям, в особенности, если он негативно относится к возможности духовной жизни, Другой нормальный процесс психологического развития — формирование устойчивой личностной идентичности — может быть разрушен, если подростку не удастся дифференцировать себя с тем, кто умер [12]. Во время этого периода группа в целом и сверстники в отдельности играют большую роль. Либо подросток будет идентифицировать себя со здоровыми и более зрелыми членами группы, либо временно будет идентифицировать себя с патологическими личностями, что является всегда возможным риском и зависит от многих факторов—его понимания реальности, силы своего Я и уровня тревоги. Нередко подростки имитируют и идентифицируют себя с лицами ближайшего окружения. Это особенно существенно, когда идентификация происходит с тем, кто умер. Слишком тесная идентификация может привести к суицидальным попыткам. В раннем пубертате группа, в которой находится подросток, служит поддержкой для тех, у кого имеются недостатки, в особенности, если это относится к телесному образу /[8]. Чтобы преодолеть тревогу, связанную с этим, подросток часто ставит себя в опасные ситуации так, как будто он проверяет себя, свое тело, из-за которого он обеспокоен. Подростки очень нуждаются в эмоциональной поддержке и возможности вербализовать свою озабоченность так, чтобы неправильные представления о смерти могли быть откорректированы. В этом часто помогают сверстники и (или) взрослые, связанные с группой — учителя, священники и лидеры молодежи. Большинство подростков имеют лучшие возможности по совладанию с переживаниями смерти близкого в сравнении с маленькими детьми. Они более способны преодолеть непосредственные трудности, связанные со смертью, переживать случившееся, отреагировать полностью и продолжать эмоциональную жизнь в соответствии с их зрелостью. Они играют более активную роль на похоронах и участвуют в поминках, помогают в таких мероприятиях, как сборы пожертвований на исследование и уничтожение определенных болезней. Их воспоминания и траур деятельны, они помогают им выжить и лучше справиться с горем. Обзор имеющихся представлений о реакциях детской психики на утрату близкого человека и наши собственные наблюдения позволяют высказать некоторые общие соображения. Отношение ребенка к смерти родителя определяется многими факторами: сформированностью у него концепции смерти, эмоциональной зависимостью от умершего, пола последнего, отсутствия или наличия поддержки других членов семьи, предшествующих психотравмирующих переживаний, степени зрелости личности ребенка и др. Существуют обстоятельства, препятствующие возникновению реакции печали, нормальному ее течению, ее положительной роли в адаптации к жизни, без умершего родителя. Потеря близкого человека может сказываться на состояний психики ребенка непосредственно после случившегося или по прошествии времени. Это могут быть преходящие расстройства или стойкие изменения личности. Знание всех этих обстоятельств—необходимое условие, для предупреждения: у детей БИБЛИОГРАФИЯ
Источник: http://Обозрение психиатрии и медицинской психологии института имени Бехтерева В.М. - 1993.-№2. -С. 22-33. | |
Просмотров: 3896 | |
Всего комментариев: 0 | |