Главная » Статьи » Мои статьи |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕБРИФИНГ Психологический дебрифинг - это особым образом организованное обсуждение, которое может проводиться как психологом, так и специально обученным персоналом -членом команды быстрого реагирования - врачом или офицером. Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции представляет собой особо организованное обсуждение и используется в группах людей, совместно переживших стрессогенное или трагическое событие. Общая цель группового обсуждения - минимизация психологических страданий. Реализация цели позволяет решать задачи. «Проработка» впечатлений, реакций и чувств. Способствовать когнитивной организации переживаемого опыта путем понимания как событий, так и реакций. Уменьшение индивидуального и группового напряжения. Уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций, т. е. нормализация состояния путем обсуждения чувств и реальной возможности поделиться друг с другом своими переживаниями. Мобилизация внутрендих и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и понимания. Подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть. Определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости. Тот, «то руководит дебрифингом, должен ясно представлять себе, что он не «консультант» и уж, конечно, не групповой терапевт в традиционном смысле. Это также и не «лечение». Смысл его в попытках минимизировать вероятность тяжелых психологических последствий после стресса. Дебрифинг не может предупредить их возникновение, но препятствует их развитию и продолжению способствует, пониманимаю причин и осознанию действий, которые необходимо предпринимать. Поэтому одновременно этот метод и кризисной интервенции и профилактики. Психологический дебрифинг применяется при самых разнообразных происшествиях, объединенных двумя общими характеристиками: это ситуации, в которых присутствовала осознаваемая участниками угроза и участие в ней всех членов группы. Оптимальное время для проведения дебрифинга - не раньше, чем через 48 часов после события. Это часто случаи, когда те, кто были вовлечены, уже пройдут через период особых реакций сразу же после события и когда уже возможен рефлексия и самоанализ. Но чем больше пройдет времени, тем более туманными будут воспоминания. Для воссоздания пережитых тогда чувств и состояний при большой временной дистанции после события могут использоваться видеозаписи или фильмы о событии. Идеальной обстановкой для дебрифинга является комната, где группа изолирована от внешних вмешательств, таких, например, как телефоны. Члены группы должны расположиться вокруг стола. Это лучше, чем использование традиционной модели групповой терапии, когда стулья расположены по кругу, с пустым пространством посередине. Эта организация пространства может быть непривычна для группы людей и поэтому воспринята как несущая угрозу. Те, кто руководит дебрифингом, должны быть знакомы с групповой работой, с проблемами, связанными с тревожностью, травмой и горем. Им необходимо быть уверенными и спокойными при интенсивном проявлении эмоций у членов группы. Руководить дебрифингом должен один лидер, имеющий ассистентов - одного-двух ко-лидеров, хотя, разумеется, бывают ситуации, когда второе условие выполнять невозможно. Рассмотрение таких практических вопросов, как финансирование, предшествующий тренинг, пригодность персонала к работе в экстремальных условиях и размер группы могут определять, сколько ведущих потребуется для выполнения работы. Сердцевину задания, конечно, составляет организация группового обсуждения самого по себе. Это включает говорение, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке дня, «приведение» встречи к удовлетворительному окончанию и позитивному результату. Имеются и другие функции у ведущего. И хотя они важны, они должны быть подчинены главным задачам действия. Сюда входит знание закономерностей групповой динамики и их использования, контроль за перемещением членов группы внутри и вне комнаты, где идут занятия, контроль за временем, индивидуальные контакты с теми, чье состояние ухудшилось и запись происходящего. Размер группы для дебрифинга непростой вопрос. Пятнадцать человек, вероятно - максимум, если нет особых обстоятельств. Когда же, например, необходима работа с большим количеством участников персонала служб быстрого реагирования, задействованного в большом инциденте, люди могут осуществлять обсуждение одновременно в нескольких группах по 15 человек при помощи соответствующего количеству групп, ведущих, проводящих дебрифинг, иля же последовательно. Участникам группы вовсе не обязательно работать вместе - они могут обсуждать общее задание, не будучи в «одной команде». Если, однако, число участников превышает 15, то может быть предпочтительнее разделить команду на маленькие подгруппки, поскольку каждый из присутствующих все равно слушает и потенциально переживает те же проблемы. Если на дебрифинге есть посторонние, которые не были вовлечены в инцидент и не связаны с ним ключевым образом, их не следует подключать к работе группы. Исключение составят случаи, когда чье-то присутствие необходимо группе. Это может быть руководитель, главный организатор или кто-то иной, чья роль в жизни группы чрезвычайно важна. В дебрифинге принято выделять три части и семь отчетливо выраженных фаз. Часть I - проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса команды; Часть II - детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки; Часть III - мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее. Ниже сформулированы и описаны 7 фаз: 1. Вводная фаза. Вводная фаза очень важна: если она проведена на хорошем уровне, организованно, это уменьшает вероятность того, что группа будет плохо функционировать в дальнейшем. Чем больше времени потрачено на введение, тем меньше шансов, что что-нибудь пойдет неверно. Типичное время, которое тратится на введение,- 15 минут. Ведущий группы представляет себя, команду дебрифинга, и цели встречи, примерно, по следующим линиям: «Я - N... Эту процедуру до сегодняшнего дня я использовал много раз в таких-то ситуациях, после ряда сложных, стрессогенных инцидентов, таких, как... Эту процедуру большинство людей признают полезной. Она дает возможность обсудить здесь некоторые мысли и чувства, которые возникли у нас в связи с тем, что произошло. Поэтому все, что будет здесь обсуждаться, мы будем считать нормальным. Знание этого поможет вам увидеть перспективу тех чувств, которые на этот момент кажутся странными и непреодолимыми для вас». Ведущий представляет собравшимся основные задачи дебрифинга. У участников могут быть сомнения, что они не сумеют что-либо сообщить по факту или не смогут сформулировать свою проблему. Ведущий разъясняет, что дебрифинг - это новое для них занятие, в котором они никогда не участвовали прежде. Поэтому, будут ли они это делать хорошо, или нет, выясниться в процессе проведения группы само по себе. Такой подход задает определенную систему ожиданий: всем присутствующим предстоит говорить о своих мыслях и чувствах, и что все они попытаются найти это занятие полезным. Затем ведущий определяет ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕБРИФИНГА. Правила обозначаются, чтобы минимизировать тревогу, которая может быть у участников. 1. Во-первых, члены группы успокаиваются, что ни один из них не будет вынуждаться говорить что-либо вообще, если он не пожелает этого сделать. Единственное требование то, что они должны назвать свое имя и выразить отношение к катастрофе. Однако от членов группы требуется умение выслушивать, не перебивая, и давать высказаться всем желающим. 2. Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциального содержания встречи. Руководитель или ответственный дает гарантию, что все, что будет сказано, не выйдет за рамки этого круга общения. Аналогично членов группы просят «не сплетничать» о том, что они могут сказать прямо друг другу. Слово «сплетни» здесь предпочтительно, так как многие смутно представляют себе, что реально означает «конфиденциальность» и поэтому им легче понять инструкцию с употреблением бытовой лексики. Необходимо снять страх, успокоить участников, что не будут записывать ответы- помимо их воли. Они не должны опасаться скрытых записывающих устройств. Однако, с другой стороны, им можно сообщить, что было бы полезным для команды дебрифинга сделать запись фактов я мыслей без указания авторства. Если затем это быстро перепечатать, то впоследствие люди смогут еще раз обратиться к материалу, который обсуждался в группе, для снятия иллюзий, которые возникают по поводу того, что происходило и провоцировало чувство собственной уникальности. 3. Нужно, чтобы члены группы знали, что дебрифинг не предполагает оценок, критики и приговоров. Это не трибунал, а лишь процедурное обсуждение. Подобная установка предупреждает споры, взаимные обвинения, которые могут возникнуть из-за расхождения в ожиданиях, мыслях и чувствах... Однако некоторые ведущие психологического дебрифинга позволяют открыто ругаться по поводу операциональных моментов, иначе люди будут заниматься этим после дебрифинга. 4. Участников предупреждают, что во время сессии они могут почувствовать себя несколько хуже, но это - нормальное явление, которое обычно происходит из-за прикосновения к болезненным проблемам. Ведущий должен обозначить, что это ЧАСТЬ ПЛАТЫ ЗА ВОЗМОЖНОСТЬ ВПОСЛЕДСТВИИ ПРОТИВОСТОЯТЬ СТРЕССАМ. 5. Членам группы рекомендуют работать без перерыва. Поэтому им может быть предложено перекусить или посетить туалет до начала дебрифинга. Игнорировать этот момент - значит не предвидеть возможных проблем, в частности, такой, например, какая возникла в очень большой группе, когда из-за этого произошли длительные паузы в работе. Кстати, полезно иметь кофеварку или чайник, дабы каждый мог обслужить себя так же, не прерывая занятий. 6. Участникам сообщают, что у них есть возможность тихо выйти и вернуться обратно. Однако им следует сообщать ведущему, если они уходят в подавленном состоянии, и тогда членам команды, одному или нескольким, нужно следовать за ними. 7. Членам группы представляется возможность обсуждать нечто, что выходит за рамки заданной темы и задавать любые вопросы. Важно помнить, что у участников может быть минимальный опыт обсуждения проявлений своего «Я» в групповом контексте. У иных такого опыта может и вовсе не быть. На команде дебрифинга лежит ответственность за поощрение и успокоение членов группы, особенно в процессе вводной фазы. Здесь уместны мягкие шутки, легкое подтрунивание над собой. Они могут уменьшить напряжение. 2. ФАЗА ФАКТОВ. На этой фазе каждый человек кратко описывает, что произошло с ним во время инцидиента. Участники могут описать, как они увидели событие и какова была временная последовательность этапов. Ведущий команды дебрифннга должен поощрять фактологические перекрестные вопросы, помогающие прояснить и откорректировать объективную картину фактов и событий, имеющихся в распоряжении членов группы. Это важно, поскольку, благодаря и размаху инцидента, и ошибкам восприятия, каждый человек реконструирует картину по-своему. Это могут быть просто неверные переживания событий или же наличие ошибочных ключевых представлений о них. Чувство времени также часто бывает нарушено. Так, участник перестрелки, продолжавшейся 45 сек., воспроизводя этот факт, сообщил, что событие длилось, по крайней мере, 10 минут. Исследуя инцидент, в котором две семьи оказалось захваченными в качестве заложников отдельно, но в последний момент были помещены вместе, обнаружилось, что в рассказах каждой семьи детали настолько различались, что было невозможно воссоздать полное представление о мужчине, который их задержал. Продолжительность фазы фактов может варьироваться. Но чем дальше длился 'инцидент, тем длиннее должна быть фаза фактов. Знание обо всех событиях и их последовательности создает ощущение когнитивной организации. Это одна из главных задач дебрифинга - дать людям возможность более объективно увидеть ситуацию, имея картину всех фактов, что блокирует фантазии и спекуляции, подогревающие тревогу. 3. ФАЗА МЫСЛЕЙ. На фазе мыслей дебрифинг фокусируется на процессах принятия решения и мышления. Вопросы открывающие эту фазу, могут быть такого типа: «Какими были ваши первые мысли, когда это произошло? Когда вы возвратились на место действия? Некоторое время спустя и т. п.» Люди, часто сопротивляются тому, чтобы поделиться своими первыми мыслями, потому что они, эти мысли, им кажутся неуместными, причудливыми, отражающими интенсивное чувство страха. Первая мысль может отражать то, что впоследствии составляет сердцевину тревоги. Например, у одной женщины первая мысль была: «Боже, что мои дети будут делать без матери?» Позже у нее начались ночные кошмары, в которых ее дети были брошены, или они были в горящем доме, а она не могла спасти их. Затем следует спросить: «Что вы делали во время инцидента? Почему вы решили делать именно то, что вы делали?» Этот, последний, вопрос часто высвечивает стремление защитить тех, к кому обращаются первые мысли. В качестве примера можно привести сюжет, когда во время воздушного крушения во Флориде, 1990 года, самолет упал в реку Потомак в Вашингтоне. Пожарный грубо заставил своего подчиненного выйти из воды. Подчиненный был чрезвычайно фрустрирован, так как он не мог продолжить спасение людей и из-за этого был очень сердит на начальника. Во время дебрифинга причина, на которую он указал при объяснении поступка, оказалась и в том, что тот почувствовал запах реактивного топлива. Этот же запах он в свое время чувствовал, когда два человека из его персонала погибли от удушья при подобном эпизоде. Ситуации связались в его представлении и он просто не смог оставить кого-то в условиях чрезмерного риска. Аналогичная схема была продемонстрирована при обсуждении инцидента с заложниками. Захваченного в качестве заложника и избитого отца семейства привязали к кровати. Осознавая свою беспомощьность, он попытался притвориться тяжело раненным и начал громко стонать, с тем, чтобы те, кто брали заложников, более мягко обращались бы с его дочерью. Его жена, которую поместили в той же комнате, иначе поняла смысл его действий и ощутила гнев. Она подумала, что его действия прозрачны и доставят семье в дальнейшем много хлопот. Но рассказать ему о своих переживаниях она смогла только в процессе дебрифинга. Злость может возникнуть у персонала служб быстрого реагирования как реакция на приказы, которые непонятны и, по мнению работников, «штампуются» от нечего делать в штабе». Так, в дебрифинге после катастрофы в Мабодалене, когда в Швейцарии в 1988 г. в горах опрокинулся автобус с детьми, один из командиров на месте действия говорил, насколько тяжело ему было ощущать давление его начальников. Те многократно требовало проверять, сколько было погибших детей и сколько взрослых для того, чтобы узнать, сколько остались живыми. Он должен был приказать одному своему подчиненному пересчитывать тела несколько раз, чтобы уточнить количество мертвых. Это вызвало огромный стресс у офицера, который был вынужден идти и приподнимать покрывала у множества детских тел. Только в процессе дебрифинга рациональные основания такого командирского приказа прояснились. В конце этой фазы могут быть проговорены впечатления участников на месте события. Вопросы, которые, возможно, будут заданы, следующие: «Каковы были ваши впечатления о том, что происходило вокруг вас, когда события только начали развиваться? Что вы слышали, обоняли, видели?» Эти обсуждения чувственный впечатлений позволяют в дальнейшем избежать образов и мыслей, которые могут оказаться разрушительными в период после события. Вот примеры такого типа впечатлений: «Все, что я мог видеть тогда - это было дуло ружья и глаза, сверлящие меня через щель прицела...» «Носилки были такими легкими...» (с умершими детьми). «...Такие вещи, как жилетки, детские медвежата и магнитофон были сделаны так живо и напоминали нам, что это были такие же люди, как мы, и это могли быть мои дети...» «До сих пор я могу ощутить кудри маленького ребенка в моей руке...» «Запах горелых человеческих тел был ужасен. Я никогда не забуду его...», «Рука упала мне на спину с дерева». Сопоставление этих воспоминаний и проговаривание делает не столь мощным их разрушительный эффект. 4. ФАЗА РЕАГИРОВАНИЯ. Вопросы о мыслях, впечатлениях и действиях способствуют чувственному отреагированяю. Фаза реагирования, в которой исследуются чувства, часто самая длительная часть дебрифинга. Для того, чтобы достичь успеха в этой фазе, ведущему нужно помогать людям рассказывать о своих переживаниях, даже болезненных. Это может лишить чувства разрушительного характера. Когда люди описывают причины, принятых решений, они очень часто говорят о страхе, беспомощности, одиночестве, самоупреках и фрустрациях. Типичные следующие комментарии: «Я так боялся сделать ошибки»... «Я знал, что если я не смогу...», «Я никогда в своей жизни не был так испуган. Мои руки тряслись и тряслись...», «Я не знал, или я сохраняю жизни, или отбираю их...», «Я был так одинок, что должен был принимать все решения самостоятельно...». В процессе рассказа о чувствах у членов группы создаются ощущения схожести, общности и естественности реакций. Групповой принцип универсальности является здесь ключевым. Вопросы, способствующие этому, такие: «Как вы реагировали на событие?..», «Что для вас было самым ужасным из того, что случилось?..» «Переживали ли вы в вашей жизни раньше чтолибо подобное?..» «Что вызывало у вас такие же чувства: грусть, расстройство, фрустрацию?..» страх?», «Как вы себя чувствовали, когда произошло событие?..». Вопрос о том, что было самым тяжелым событием, важен, так как ответ на него затрагивает те переживания, которые связаны с конфликтными чувствами, и из-за чего могут возникнуть трудности. Ведущий дебрифинга должен позволить каждому участвовать в общении. Он должен вмешиваться, если правила дебрифинга нарушены или если имеет место деструктивный критицизм. Это особенно важно иметь в виду, так как один из главных терапевтических процессов дебрифинга - моделирование стратегий, определяющих как справляться с эмоциональными проблемами у себя, друг у друга, в семье, с друзьями. Участники должны научиться выражать чувства зная, что это безопасно, понимать, что они не сверхзахвачены и имеют право обсудить свои проблемы с другими. Если участники у кого-то из участников ухудшается состояние, то это - ключевой момент для мобилизации групповой поддержки, сигнал соседу: положить руку на плечо человека, который находится в состоянии дистресса или просто вербализировать поддержку, сказав, что слезы здесь совершенно уместны и приемлемы. Люди, которые работают вместе, особенно если это мужчины, часто испытывают затруднения, когда нужно прикоснуться к коллеге даже чтобы утешить и поэтому нуждаются в специальном разрешении. Если кто-то уходит, один из ведущих должен последовать за ним, удостовериться в его благополучии и способствовать его возвращению в дебрифинг. Важно присматриваться к тем, кто кажется более сильно пострадавшим, к тем, кто молчит или у кого есть особенно выраженные симптомы. Это могут быть те, кто более всего подвергался риску. К таким участникам следует осуществлять индивидуальный подход после окончания дебрифинга, когда может быть предложена индивидуальная программа поддержки.. Иногда могут всплыть прошлые события, относящиеся к прошлым инцидентам, которые не были проработаны; или более личностные проблемы, такие, как собственные потери. Лидер дебрифинга должен предложить и пути проработки более ранних реакций. 5. ФАЗА СИМПТОМОВ. Во время фазы симптомов некоторые реакции должны быть обсуждены более детально. Участников просят описывать симптомы (эмоциальные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия; когда инцидент завершился; когда они возвратились домой, в течение последующих дней и в настоящее время. Вопросы о необычных переживаниях, о некоторых трудностях возврата и обычной работе - обязательны. Знакомые черты потравматического стресса - переживание феномена избегания и оцепенение и другие будут без сомнения проявляться. Страх может вызвать изменения в поведении. Фобические реакции (страхи) могут начать проявляться, когда люди не« могут вернуться назад в то же место, где произошло событие. Особенно проблематичным это становится, если это место их основной работы. После подобных инцидентов люди иногда вынуждены менять местожительство, переезжая в другой дом, могут бояться спать без света или уменьшать скорость езды на машине, когда представляют что может случиться. Особое внимание следует уделить проблеме влияния вовлеченности в событие на семейную жизнь. Человек может чувствовать, что его семья не в состоянии понять, что он пережил. Как описал один работник: «Я не смог ответить на вопрос моей жены о том, что мы будем делать в выходные. Это был такой контраст с тем, о чем я думал, что я взорвался ,и мы поссорились». «...Это может казаться «диким» - принять «обычное» решение после решений, касающихся жизни и смерти»... Такие реакции могут привести к возникновению вопросов целесообразности их работы. «Почему из всех профессий на земле, ты занимаешься такой рискованной работой?»: -спрашивает жена. Такие вопросы порождают у работников чувство непонятости и обесценивания своей деятельности. Они могут предпринимать попытку вновь примкнуть к своим коллегам, которые пережили те же события. Иногда может быть полезно включать семьи в некоторые моменты процесса дебрифинга, возможно для начала передав им письменные материалы. Другой вариант - отдельные встречи с семьями работников. В некоторых случаях семьям может быть показан фильм о подобном инциденте, чтобы они более ясно представляли себе, что пережил человек, которого они любят. 6. ЗАВЕРШАЮЩАЯ ФАЗА. В этой фазе один из ведущих должен попытаться обобщить реакции участников. Это лучше предпринять тем членам команды, кто записывает и осуществляет диагностику общих реакций, а затем пытается нормализовать состояние группы. Возможен путь, когда обсуждаются личные события из жизни участвующих и используются материалы других инцидентов или даже результаты исследований. Этот акцент на анализе реакций демонстрирует собравшимся оценку «нормальности реакций на ненормальные события». Но индивидуальность каждого также должна быть проакцентирована. У участников недолжно сложиться впечатление, что они обязаны выражать реакции, но они должны знать, что они всегда смогут делать это, если захотят. Полезно использовать записи с зафиксированным материалом, который уточняет реакции и восстанавливает то что происходило. Разумеется, этого не следует делать во время дебрифинга и в конце, чтобы не разрушать процесса. Хорошо иметь большую карту с симптомами, где они детально описываются и которая может быть помещена где-нибудь в комнате, чтобы люди могли добавлять что-то к симптомам, если они не заметили ранее. Полезно, чтобы участники, кроме того, могли бы встретиться на следующей неделе. Знание о предстоящей встрече позволяет участникам задуматься над формированием собственной стратегии преодоления своих переживаний. Важно отметить такие реакции, как насильственно внедряющиеся образы и мысли, возрастание тревоги, чувства уязвимости, проблемы со сном и с концентрацией внимания. Наряду с ожиданиями они должны быть обобщены. Необходимо отметить, что ничего страшного нет и при нормальном развитии событий со временем симптомы будут умещаться. 7. ФАЗА РЕАДАПТАЦИИ. В этой фазе обсуждается и планируется будущее, намечаются стратегии преодоления, особенно в терминах семейной и групповой поддержки. Одной из главных целей дебрифинга, помимо всего прочего, является создание внутригруппового психологического контекста. Переживание отсутствия понимания от сотрудников может быть одним из самых травмирующих аспектов посттравматического инцидентного стрерса. Группа полиции, которая работала при пожаре, прошла дебрифинг 6 месяцев спустя. Один из офицеров сказал, что дебрифинг был очень полезным, но он встретил офицеров, которые смеялись над ним, когда он рассказывал им, что пережил во время инцидента, и это его ранило больше, чем что-либо еще. После другого инцидента с заложниками группу сотрудников спросили, как они могли бы помочь друг другу. Группа, члены которой были более других дисстрессированы, сообщили: «Мы нуждаемся в возможности говорить друг с другом, поделиться всеми переживаниями и мыслями, без страха, что другие будут смеяться над нами». Полезно обсудить также, при каких случаях, участник должен искать дальнейшую помощь. Определяющими могут быть следующие показания: - если симптомы не уменьшились спустя 6 недель, - если симптомы увеличились со временем, - если работники не в состоянии адекватно функционировать на работе я дома. Направление дальнейшей помощи следует уточнить. Группа может принять решение о необходимости следующего дебрифинга, или, как минимум, отметить его возможность, если инцидент был особенно травматичным или не удалось справиться с проблемами. Дальнейший дебрифинг может быть также необходим при некоторых обстоятельствах, например, смерти одного из сотрудников-для усиления групповой солидарности. Участникам дебрифинга и членам группы следует продумать, как они смогут общаться друг с другом в дальнейшем, когда команда будет расформирована. Например, обменяться телефонами и адресами. ПРОДОЛЖЕНИЕ ДЕБРИФИНГА Дебрифинг может иметь продолжение спустя две недели или даже до двух месяцев. Этот процесс уже менее структурированный, чем первый, и его главная задача проследить прогресс участников в терминах симптомов и действий, предпринятых, чтобы справиться с ними. Здесь также может происходить выделение участников, нуждающихся в более интенсивной психологической помощи. V. ПРЕОДОЛЕНИЕ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА Чем больше времени прошло с момента получения травмы, тем более высокий уровень квалификации требуется при оказании психологической помощи, из-за того, что посттравматический стресс все более оказывается включенным и связан с другими психологическими проблемами. Поэтому, если сохраняются долговременные последствия стресса, то рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту. Однако, есть сфера, где возможна самопомощь. Это сфера переживаний, когда вы отмечаете, что:
Такие состояния чрезвычайно тягостны, так как со временем неприятные воспоминания приобретают все большую назойливость и агрессивность, и вам все больше сил требуется, чтобы защитить свое сознание от них. Как правило, возникновение таких состояний связано с применением одной из неправильных стратегий преодоления: Как избавиться от неприятных воспоминаний или впечатлений Неверные способы: 1. Пытаться отвлечься или думать о другом. Через некоторое время после применения этого способа вам начинают напоминать о нежелательных впечатлениях даже те ситуации, которые, на первый взгляд, совершенно не связаны с самим происшествием. Ассоциативный процесс становится фиксированным на травматических переживаниях. И о чем бы вы старались не думать, ваша ассоциация все равно вас приводит к тому, чего вы так стремились избежать. 2. Другой распространенный способ-использовать свое тело как средство саморегуляции. Это может быть мышечное напряжение всего тела или его частей, сжимание век, губ, зубов и т. п., причиненная себе боль (например, заламывание пальцев, кусание губ, руки и т. п.). Этот способ также на короткое время позволяет избавиться от неприятных впечатлений, но вскоре они возникают вновь. 3. Третий способ тем или иным образом достижение состояния транса, когда вам становится все безразлично. Этот способ может быть реализован и путем применения психотропных препаратов, алкоголя и т. п. В более легкой форме гипноидных состояний достигают, например, считая верблюдов перед сном или проговаривая про себя ритмические считалки, или ритмически покачиваясь либо же за счет избыточной фокусированности на каком-либо предмете и сверхвовлеченности в выполнение каких-нибудь дел. Все эти способы позволяют лишь на какое-то время защитить сознание. Однако они не решают проблемы и даже через некоторое время приводят к ухудшению состояния и самочувствия, хотя и направлены на избегание нежелательных впечатлений. Поэтому в случае, если вы отметили у себя аналогичные состояния, связанные с навязчивым, самопроизвольным возникновением нежелательных впечатлений, предлагается другая стратегия преодоления -техника парадоксального намерения, предложенная В. Франклом. Вот как описывает применение данной техники Ф. Василюк: «Внутренний опыт показывает, что переживания возникают в нас непроизвольно, независимо от нашего решения. Попробуйте прямо сейчас вызвать в себе тревогу, старайтесь изо всех сил, говорите себе: ты должен ужасно растревожиться, волнуйтесь, тревожьтесь, еще сильнее..! Думаю, тревоги не возникло. Прямое, намерение ощутить какое-то чувство как бы парализует на время способность испытывать его...» На основании этого было сформулировано одно из правил психотехники переживания - «Если вы хотите избавиться или ослабить какое-то нежелательное состояние, попытайтесь сделать прямо противоположное - вызвать или усилить его ощущение». И в заключение приводится буклет. VI. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ НАРУШЕНИЙ. БУКЛЕТ. Этот буклет разработан Кентской социальной службой для того, чтобы помочь людям, пережившим катастрофу парома Геральд Ферри и спасателям, работавшим там. Он ориентирован на людей, которые сами были жертвами катастрофы, или работниками служб быстрого реагирования. Ваши переживания - очень личные, но этот буклет поможет вам узнать, как другие могут реагировать в подобных ситуациях. Знакомство с буклетом покажет вам, как вы можете помочь себе и другим, если кто-то другой окажется в таких ситуациях. НОРМАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ, обычно возникающие при подобных ситуациях. СТРАХ - ранения, травмы себя и тех, кого мы любим и кто нам дорог; - остаться одному, или того, что тебя покинет любимый; - «потери контроля» над собой; - что подобное событие может повториться снова. БЕСПОМОЩНОСТЬ-событие, которое обнаруживает человеческую беспомощность и бессилие, так же как и силу. ГРУСТЬ-из-за страха смерти, травм и других тяжелых утрат. ТОСКА - за то, что происходило. ВИНА-за то, что вам пришлось лучше, чем другим, то есть за то, что вы живы, целы, не травмированы. - сожаление из-за того, что вы что-то не сделали, но что могли бы сделать. СТЫД - за то, что вы разоблачили себя как беспомощного, «чувствительного» и нуждающегося в других. - за то, что вы не реагировали так, как бы желали, и не делали того, что следует. ГНЕВ - то, что случилось, и на того, кто является причиной этого: - на несправедливость и бессмысленность всего происходящего; - за пережитый стыд и обиды; - за отсутствие своего понимания других людей, за безрезультатность попыток объяснить им свои состояния. ПОЧЕМУ Я? ВОСПОМИНАНИЯ - о чувствах, связанных с отсутствием других людей в вашей жизни, которые были травмированы или умерли. РАЗОЧАРОВАНИЕ - в себе, в других, в жизни. НАДЕЖДА - на будущее, на лучшие времена. У каждого появляются такие чувства. Исследования различных инцидентов и катастроф показали, что они могут быть особенно интенсивными, если: - много людей погибло; - их смерть была внезапной, сопровождающейся насилием или другими ужасными обстоятельствами; - не были извлечены все тела; - была большая зависимость от того человека, который умер; - отношения с погибшим или раненым были конфликтыми; - этому стрессу предшествовали другие. Природа лечения - дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ У вас могут быть физические ощущения, связанные или не связанные с описанными чувствами. Иногда они возникают из-за кризисной ситуации даже много месяцев спустя. Некоторые общие ощущения - утомление, бессоница, плохие сны, неопределенное беспокойство, неясность мыслей, ухудшение памяти и концентрации, головокружение, сердцебиение, дрожь, трудности с дыханием, припадки удушья, комок в горле и в грудной клетке, тошнота, диарея, мускульное напряжение, которое может привести к болям, например, головные боли, боли в спине, изменения в интимной сфере. СЕМЕЙНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Могут появиться новые друзья и новые обязательства перед группой. С другой стороны, может появиться напряженность в отношениях. Хорошие отношения могут перейти в конфликтные. Вы можете чувствовать, что даже незначительные, пустяковые вещи выводят вас из себя, и от вас в общении требуют слишком многого, а вы не можете реагировать так, как от вас ждут другие. После нескольких стрессов более частыми становятся несчастные случаи. Прием лекарств, алкоголя, наркотиков может возрасти из-за сверх-напряжения. МОДЕЛЬ ПОСЛЕДУЮЩИХ СОБЫТИИ И ЧУВСТВ, знание о которых позволит их легче вынести. ОЦЕПЕНЕНИЕ - состояние психики, при котором вы чувствуете и реагируете очень медленно. Вначале вы чувствуете оцепенение, и событие кажется нереальным, как сон, и все то, что происходит, происходит в каком-то другом мире, не в действительности. Люди часто оценивают это неверно - как признак собственной «силы» или «бесчувственности». АКТИВНОСТЬ - быть активным. Помощь другим может приносить некоторое облегчение и вам, и другим. Однако сверхактивность вредна, если это отвлекает внимание от помощи, в которой ры нуждаетесь сами для себя самого. РЕАЛЬНОСТЬ - необходимо сопоставление реальности с представлениями о ней: например, принимать участие в похоронах, осматривать место действия, возвращаться на место катастрофы (в ее годовщину и т. п. Все это поможет вам примириться с реальностью. ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ - как только вы осознаете катастрофу, примете ее как свершившееся событие. Нужно думать об этом, говорить об этом и днем, и ночью, пытаться увидеть во сне и пережить ее снова и снова. Так дети рисуют и играют в эти события. ПОДДЕРЖКА - физическая и эмоциональная поддержка других облегчит ваше состояние. Не отказывайтесь от этого. Обсуждайте это событие с тем, кто, (имея подобный опыт, чувствует себя хорошо. Барьеры могут разрушиться и разовьются хорошие отношения. УЕДИНЕНИЕ - для того, чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей. Активность и оцепенелось (блокирование чувств) выраженная сверх меры, может замедлить процесс вашего излечения. ИЗЛЕЧЕНИЕ. Запомните, что боль от психологической травмы ведет к ее излечению. Вы можете выйти после кризиса даже более сильным, умудренным и зрелым. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ И ЧТО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте возможность вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине, с собой или вместе с другими. Позвольте себе быть частью группы людей, которая заботится о вас. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, иогда другие предоставляют вам шанс говорить. НЕ ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся с вами и будут посещать вас в течение длительного времени. НЕ забывайте, что ваши близкие могут переживать подобные чувства по отношению к вам. Выделите время для сна, отдыха, размышлений вместе со своей семьей и близкими друзьями. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. Позволяйте вашим детям говорить вам и другом об их эмоциях и проявлять себя в играх и рисунках. Сохраняйте у ваших детей распорядок жизни, учебы и позволяйте им действовать согласно их собственным представлениям. УПРАВЛЯЙТЕ МАШИНОЙ БОЛЕЕ ОСТОРОЖНО И БУДЬТЕ БОЛЕЕ ОСТОРОЖНЫ ДОМА. Предостережение: Несчастные случаи становятся более вероятными после нескольких стрессов. КОГДА ИСКАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ 1. Если вы чувствуете себя неспособным справляться с интенсивными чувствами или телесными ощущениями, если вы чувствуете, что напряженность ваших эмоций не снижается в течение определенного периода времени, и чувствуете хроническое напряжение, замешательство, опустошенность или если вы продолжаете иметь неприятные телесные ощущения. 2. Если спустя месяц вы продолжаете чувствовать оцепенелость и пустоту, или другие аналогичные чувства, если вы поддерживаете активность, лишь ради того, чтобы не чувствовать и не вспоминать о событиях. 3. Если продолжаются ночные кошмары и бессоница. 4. Если у вас нет человека или группы, с кем можно обсудить, поделиться своими чувствами, и вы чувствуете, что нуждаетесь в этом. 5. Если вам кажется, что ваши взаимоотношения в семье ухудшились, или развились СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. 6. Если с вами происходят АВАРИИ ИЛИ НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ. 7. Если вы продолжаете КУРИТЬ, ВЫПИВАТЬ или принимать медикаменты в том же количестве, как сразу после события. 8. Если страдает ваша работа и вы хуже справляетесь со своими обязанностями. 9. Если вы заметили, что вы, особенно уязвимы или не удовлетворены своим излечением. 10. Если, будучи спасателем, вы страдаете от «переутомления». ЗАПОМНИТЕ, ЧТО в своей основе вы - тот же самый человек, которым вы были перед катастрофой. ЗАПОМНИТЕ, что имеется «свет в конце туннеля». ЗАПОМНИТЕ, что если вы страдаете слишком сильно или слишком долго, воспользуйтесь имеющейся в вашем распоряжении психологической помощью.
Источник: http://Черепанова, Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях / Е.М. Черепанова. – Москва, 1995. – 28 | |
Просмотров: 2547 | | |
Всего комментариев: 0 | |