[Кафедра социальной и семейной психологии ]
Главная » Статьи » Мои статьи

Эллис А., Драйден У. Природа нарушений интимных взаимоотношений

РЭПТ-терапевты четко различают нарушения супружеских отно­шений и супружескую неудовлетворенность. Последняя имеет мес­то, когда один или оба партнера получают от своего партнера и/или от интимных отношений не то, чего им бы хотелось. Нарушения супружеских отношений возникают, когда у одного или обоих парт­неров имеется эмоциональный дискомфорт по причине этой неудов­летворенности. Так, они могут чувствовать тревогу, гнев, злость, обиду, подавленность, стыд, вину и ревность — эмоции, обычно препят­ствующие конструктивной коммуникации, разрешению проблем и согласию, то есть процессам, способствующим устранению супру­жеской неудовлетворенности. Кроме того, при эмоциональных на­рушениях партнеры имеют склонность вести себя в манере, нано­сящей вред как им самим, так и отношениям, тем самым укрепляя патологические отношения. Теория РЭПСТ констатирует, что если партнеры обладают необходимыми навыками конструктивного вза­имодействия, компромисса и решения проблем, они в состоянии сами устранить неудовлетворенность браком. Когда же им недоста­ет подобных навыков, основное внимание в терапии должно уде­ляться соответствующим тренингам. Однако если отношения нахо­дятся в стадии разлада, до тех пор пока не будут проработаны эмоциональные нарушения партнеров, проблемы в отношениях, сохранятся независимо от того, насколько хорошо один или оба парт­нера владеют навыками коммуникации, нахождения компромисса и решения проблем. Интересно, что пары часто неправильно диаг­ностируют свои проблемы. Например, они могут решить, что своим проблемам они обязаны недостаткам навыков коммуника­ции, в то время как в реальности им сложно общаться друг с другом, когда один или оба обижены, разгневаны, подавлены или встрево­жены.

Расстройство супружеских отношений

Как уже было показано в главе 1, эмоциональное расстройство, или «С» согласно формуле ABC РЭПТ, происходит не только по причине события «А», но, главным образом, из-за определенного рода оце­ночного мышления, или Взглядов («В»). Этот тип мышления, кото­рый является абсолютистским, категоричным и чрезмерно преувеличенным по своей сути, называется в теории РЭПТ «ирра­циональным», главным образом для того, чтобы обозначить, что та­кое мышление мешает осуществлению целей и задач людей. Ирра­циональные Взгляды, ведущие к таким нездоровым эмоциям, как тревога, гнев/злость, обида, депрессия, стыд, вина или ревность, ухо­дят своими корнями, согласно теории РЭПТ, в основном в мысли­тельный процесс, известный как «долженствование». В контексте супружеской терапии этот процесс характеризуется тем, что один из партнеров формирует абсолютные требования и правила для себя, другого партнера и/или ситуации во взаимоотношениях.

В целом «долженствование» продуцирует три главных деструк­тивных и чрезмерно преувеличенных мыслительных процесса (Ellis, 1994с). Если люди абсолютистски требуют, что какое-то событие «должно» произойти, а оно не происходит, то они приходят к вы­воду, что это «ужасно», «кошмарно», «страшно», что они «не пере­живут» или «не вынесут этого», а то, что данному событию поме­шало — будь то они сами, другой человек или жизненные обстоятельства в целом, — «нехорошо», «недостойно» и «отвратительно». Я уже отмечал, что эти мыслительные процессы, извест­ные в литературе РЭПТ как (1) долженствование, (2) драматиза­ция, (3) «Я-этого-не-переживу» и (4) осуждение, представляют собой философию фанатичных убеждений, когда человек занима­ет богоподобную позицию и настаивает (а не просто желает или предпочитает), чтобы мир (и люди в нем) были такими, какими ему хочется (Ellis, 1991b).

Рациональная (или утверждающая «Я») альтернатива этим аб­солютистским взглядам заключается в нетребовательной, неабсолю­тистской философии предпочтения. В контексте супружеских от­ношений известно, что у любой пары есть желания, и они, по всей вероятности, будут более счастливы, если их желания исполнятся, и будут неудовлетворены в случае обратного. Однако, как подчерки­валось выше, неудовлетворенность не синонимична нарушениям: последние возникают, когда один или оба партнера возводят свои неабсолютистские желания в ранг абсолютных требований. Супру­жеская неудовлетворенность возникает, когда важные желания од­ного или обоих партнеров не осуществляются (и они не настаивают на том, чтобы получить то, чего им хочется). Нарушения возникают, когда один или оба партнера требуют исполнения своих желаний. Таким образом, обычно супружеская терапия бывает более слож­ной, если у обоих партнеров имеется эмоциональный дискомфорт­но поводу их отношений, чем когда такое состояние наблюдается лишь у одного из них.

Рациональная альтернатива процессам дисфункционального мышления выглядит следующим образом:

1. Предпочтение (вместо долженствования). Здесь партнер осоз­нает свои желания, не настаивая на их исполнении, но чувствует неудовлетворенность, если они не осуществляются. Такая неудовлет­воренность часто служит стимулом к конструктивным попыткам решить проблему, которые имеют больше шансов на успех, если суп­руг также не подвержен философии долженствования. Процессы рационального мышления обычно исходят из нетребовательного пожелания, так же как и процессы иррационального мышления — от философии долженствования.

2. «Это плохо», или антидраматизация (вместо драматизации). Теория РЭПТ придерживается того взгляда, что «ужасно» означает, что все на 100% плохо, поскольку это определение происходит из убеждения, что «не должно быть так плохо, как есть». Таким обра­зом, «ужасно» находится в другом, отличном от «плохо», измерении. Если партнер не получает того, чего он хочет, и не настаивает на этом, то он склонен оценивать ситуацию как «плохо», но никак не «ужас­но». Общий принцип состоит в том, что чем более важным является нереализованное желание, тем более «плохой» будет определена ситуация, когда желание не исполнено. Таким образом, только в исключительных условиях эта ситуация может оцениваться на пол­ном основании плохой на 100%. Неабсолютиское определение чего-либо как «плохого», но не «ужасною», помогает партнерам ус­пешно пытаться улучшить «плохую» ситуацию.

3. Терпимость (вместо Я-этого-не-переживу). «Я этого не пере­живу» в буквальном смысле означает, что человек распадается и уми­рает на месте. Чаще это выражение употребляется для обозначения того, что человек более не способен испытывать счастье ни при ка­ких условиях и ему остается разве что только действительно уме­реть. Но вынести, стерпеть что-либо означает (1) осознать, что неко­торое нежелательное событие произошло и нет такого закона, который бы это запрещал, (2) оценить ситуацию как «плохую», но не как «ужасную» и (3) определить, возможно ли изменение. Если да, делаются конструктивные попытки произвести желаемое изме­нение, если нет—человек принимает эту «суровую» реальность, хотя она ему однозначно не нравится. Когда партнеры мыслят рациональ­но, они способны понять: несмотря на то что они могут стерпеть неудовлетворительные отношения, нет причин, по которым они должны это делать. Терпимость в отношении неблагоприятных ус­ловий — та установка, которая способствует конструктивным изме­нениям, в то время как «Я-этого-не-переживу» часто приводит к деструктивным манипулятивным стратегиям.

4. Принятие (вместо осуждения). Эта установка может приме­няться по отношению к себе, к другим и к миру. Если, например, женщина безусловно принимает себя такой, какая она есть, она признает, что она всего лишь несовершенное человеческое создание, которому свойственна «неизлечимая склонность совершать ошибки» (Maultsby, 1984), это значит, что она может и будет допускать ошибки. Если она в состоянии так себя принимать, то она с боль­шей вероятностью сможет осознать эти ошибки, признать их пло­хими, если они препятствуют достижению ее целей, и взять на себя ответственность за них. Более того, если она не настаивает на безупречном поведении партнера, она легче сможет Принять его или ее как несовершенное создание — хотя при этом ей не будет нравить­ся его/ее «плохое» поведение — и инициировать конструктивный диалог, который приведет к улучшению отношений. Наконец, если она не настаивает догматически на том, чтобы ее отношения с парт­нером были такими, какими она их хочет видеть, ей будет проще понять, что это тоже несовершенная структура со своими достоинствами и недостатками, которую можно улучшить, но нельзя сде­лать идеальной.

Как было показано Янгом (Young, 1975), рациональное мышле­ние может вести (и приводит — особенно в области близких взаи­моотношений) к интенсивным непатологическим негативным эмоциям, таким как озабоченность, раздражение, грусть, разочарование, сожаление или неприязнь. Эти эмоции способны мотивировать супругов предпринять конструктивные шаги по улучшению отноше­ний, если их обшей целью является сохранение брака.

Супружеская неудовлетворенность

Теория РЭПСТ отмечает, что существует два основных фактора суп­ружеской неудовлетворенности: мифы об отношениях и несовмес­тимость по важным параметрам.

Супружеская неудовлетворенность может возникнуть, если партнеры подвержены одному или нескольким мифам (Ellis & Harper, 1961b; Lazarus, 1985; Lederet & Jackson, 1968). Нереалистичность этих мифов заключается в том, что они идеализируют состояние отношений и способствуют переоценке партнерами того, что они могут реально ожидать от своего брака. Вот несколь­ко примеров наиболее распространенных мифов[1], которые часто сопутствуют супружеской неудовлетворенности: любовь тожде­ственна хорошему сексу; романтическая любовь будет длиться веч­но; мой партнер способен понять, чего я хочу, даже если я не гово­рю об этом; хороший секс всегда спонтанен; я не вынесу никаких лишений или наказаний, которые могут сопровождать наши от­ношения; мой партнер поможет мне преодолеть чувство неполно­ценности; мой партнер восполнит мои прошлые неудачи; мой партнер будет снисходителен к моим проступкам; мой партнер будет всегда на моей стороне, всегда будет терпимым и всегда будет лю­бить меня (каким бы плохим ни было мое поведение). Если парт­неры не модифицируют эти мифы в соответствии со своим опы­том, они могут начать испытывать неудовлетворенность, поскольку реальность будет отличаться от их предположений о том, что «ожи­дается» от отношений. Более того, можно легко проследить, как такие мифы, будучи связанными с философией долженствования, приводят к нарушениям в отношениях.

Неудовлетворенность браком может проявиться также, когда партнеры оказались несовместимыми в одной или нескольких об­ластях взаимоотношений. В целом, чем более важной является эта область, тем больше неудовлетворенность, особенно если соглаше­ния и компромиссы не решают проблемные вопросы.

Супружеская несовместимость может быть результатом наивно­го и поверхностного выбора, когда партнеры недостаточно хорошо знают друг друга, или результатом изменения мировоззрения со сто­роны одного или обоих партнеров. Наиболее распространенным примером возникшей несовместимости является ситуация, когда женщина начинает стремиться к более независимому стилю жиз­ни. Если это выходит за рамки ожиданий ее партнера, то тогда она не получит желаемых результатов либо в значимой для нее сфере, либо в отношениях. Если она не может реализовать возникшее же­лание, то скорее всего она будет чувствовать неудовлетворенность и будет вести себя менее ответственно по отношению к супругу, что вызовет неудовлетворенность у него. Однако, если она проводит меньше времени дома, его это не устраивает, потому что не выпол­няется его желание иметь налаженный быт, и если он начинает ее «пилить», то она чувствует неудовлетворенность, потому что не на­шла ожидаемой поддержки. Неудовлетворенность, основанная на возникшей несовместимости, часто может быть стимулом к нахож­дению компромисса в вопросе перераспределения ролей и обязан­ностей, и достаточно часто, особенно если несовместимость возни­кает в центральной и самой значимой сфере, это может привести к разрыву отношений, даже если нарушений во взаимоотношениях не было. В таких случаях один или оба партнера решают, что их союз больше не отвечает — и вряд ли будет отвечать в будущем — их са­мым главным желаниям. Если несовместимость проявилась в менее значимой сфере, она может привести к менее навязчивой неудовлетворенности и вряд ли повлияет на отношения, особенно если партнеры, могут найти выражение своих желаний другим, более приемлемым для партнера, образом.

СЕМЕЙНАЯ РЭПТ И ДРУГИЕ СИСТЕМЫ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ[2]

На сегодняшний день существует неисчислимое множество систем семейной терапии, но основными (по крайней мере, наиболее по­пулярными) считаются психоаналитические системы и поведенчес­кие школы. Ниже мы попытались кратко описать сходства и разли­чия семейной РЭПТ и этих систем.

РЭПТ и психоаналитическая семейная терапия

РЭПТ значительно и радикально отличается от того, что можно было бы назвать «чистой» или «истинной» психоаналитической те­рапией в том виде, в каком она была изначально представлена Фрей­дом (Freud, 1965) и его ближайшими последователями. К счастью или нет, психоаналитики и психоаналитически ориентированные терапевты теперь редко придерживаются фрейдистской теории и методов, и то, что называется неофрейдистской терапией — это терапия Карен Хорни, Эрика Фромма, Франца Александера, То­маса Френча и Гарри Стэка Салливана, — на самом деле гораздо более неоадлерианская, чем неофрейдистская. Так, то, что Пол Уочтел (Wachtel, 1994) называет психоанализом, в действительно­сти ставит акцент на понимании и изменении клиентами своих текущих межличностных отношений (а не на бесконечном обсуж­дении их прошлого) плюс то, что можно назвать мягкой РЭПТ, или РЭПТ низшего уровня, — учит их осознавать и оспаривать свои нереалистические и иррациональные идеи относительно себя, дру­гих людей и мира.

В классическом фрейдовском психоанализе есть несколько ос­новных положений, которые частично перенял такой семейный терапевт-психоаналитик, как Натан Аккерман (Ackerman, 1958). Сюда входят положения о том, что (1) текущие семейные проблемы проистекают из прошлого опыта людей в родительских семьях, кото­рый они переносят на своих супругов и других членов семьи; (2) глу­боко укоренившиеся семейные трудности своим происхождением обязаны, главным образом, достаточно серьезным эмоциональным расстройствам отдельных членов семьи; (3) только поняв исходные причины своих собственных нарушений и проработав их на про­должительной психоаналитической терапии, люди действительно смогут преодолеть свои текущие семейные неприятности; (4) основ­ным терапевтическим инструментом является перенос отношения между терапевтом и его клиентом, и только если терапевту удастся организовать для клиента (клиентов) возможность пережить во вре­мя лечения невроз переноса и использовать свои личные отноше­ния с клиентом (клиентами), только тогда этот невроз, равно как и исходный, будет действительно разрешен; (5) в глубине практичес­ки все люди с расстройствами имеют нерешенные эдиповы комп­лексы, страхи кастрации и подавленную агрессию по отношению к своим родителям, братьям и сестрам, и только понимание и отра­ботка этой агрессии и комплексов может привести к исцелению; (6) все серьезные семейные нарушения являются результатом глу­боко бессознательных и подавленных мыслей и чувств, и когда кли­енты начинают их полностью осознавать, они избавляются от своих эмоциональных и поведенческих расстройств; (7) серьезные эмоци­ональные нарушения, такие как шизофрения, являются результа­том воспитания в раннем детстве, а также неудовлетворительных семейных обстоятельств из поколения в поколение; (8) интеллекту­альный и эмоциональный инсайт приводит к поведенческим изме­нениям, при этом сами по себе поведенческие решения практичес­ки бесполезны и не приводят к интеллектуальным к эмоциональным изменениям; (9) сопротивление терапевтическим изменениям в це­лом является результатом детских расстройств, связанных с, семейной ситуацией, бессознательного сопротивления идущим из детства чувствам и переноса этих чувств на терапевта.

Все эти основные психоаналитические положения формирова­ния личности в психотерапии, за исключением второго, полностью противоречат теории и практике РЭПТ. РЭПТ считает все эти положения основанными на фиктивных «доказательствах», не подкреп­ленными исследованиями и часто ведущими скорее к терапевтическому вреду, нежели к пользе (Ellis, 196&, 1994с). Хотя РЭПТ и соглашается с аналитической точкой зрения на то, что члены семей расстраиваются обычно по собственному праву и чего качественное терапевтическое решение включает преодоление их внутриличностных (а также межличностных) конфликтов, других точек соприкосновения с классическим психоанализом найдется немного. Мы, фактически, могли бы сказать, что чем ближе терапевт к «чистому» или «настоящему» психоанализу, тем он более неэффективен и практически неизбежно ятрогенен. Если они значительно отходят от пси­хоаналитической теории и практикуют слабо аналитически ориен­тированную терапию то тогда они гораздо эффективнее как для отдельных клиентов, так и для семей.

РЭПТ и системная семейная терапия

РЭПТ во многом согласуется с системной семейной терапией и при­держивается положений, выдвинутых различного толка системны­ми терапевтами, такими как Грегори Бейтсон, Дои Джексон; Пол Вацлавик, Джей Хейли, Салвадор Минухин, Вирджиния Сатир и Мюррей Боуэн: (1) при изучении семьи и в семейной терапии необ­ходимо обращать внимание не только на интерпретацию индиви­дуальных мыслей, чувств и поступков, но также на всю целостность, организацию и отношения между членами семьи; (2) необходимо учитывать обилие (а также редукционистские) принципы объясне­ния биологических процессов, ведущих к усложнению организации (мя организма); (3) необходимо сконцентрироваться не только на линейных, но и — в первую очередь — на системных взаимоотно­шениях и на рассмотрении событий в контексте происходящего, а не изолированно; (4) изучение коммуникации между членами се­мьи выявляет, как часто они теряют над собой контроль и что они могут сделать, чтобы избавиться от этого (Ellis, Siechel, Yager et al, 1989; Huber & Baruth, 1989)

Соглашаясь с этими основными взглядами системно-ориентированной семейной терапии, РЭПТ делает несколько предостережений:

1. Концентрация на целостности, организации и отношениях между членами семьи важна, но ее не надо переоценивать. Пробле­мы в семье возникают не просто по причине организации или дезорганизации семьи, а из-за серьезных личных проблем ее членов. Поэтому до тех пор, пока эти проблемы также не будут рассмотре­ны и решены, любые изменения, могущие произойти благодаря изменениям семейной системы, будут, скорее всего, поверхностными и не продолжительными; а сама семейная терапия — бесполезной.

2. Системная семейная терапия требует активно-директивною терапевта, который совершает четкие интервенции и в большой степени вовлечен в решение проблем, РЭПТ в этом аспекте с ней очень схожа. Но большинство семейных терапевтов склонны игнорировать феноменологические и самодетерминирующие стороны проблем членов семьи и, главным образом, имеют дело только с системными их аспектами (Ellis, 1978a). В терминах РЭПТ они концентрируются на решении семейных проблем типа «А» (проблем «Активизирующего события»), а не на более важных проблемах типа «В» (проблемах «Взглядов»). В РЭПТ обычно сначала показывают членам семьи, что они сами расстраивают себя из-за того, что происходит сними в пун­кте «А» благодаря своей философии, и каким образом они создают себе нарушение в пункте «В». Затем им показывают, как изменить их семейную и личностную ситуацию в «А». В этом отношении подход можно назвать скорее двухуровневым, нежели одноуровневым.

3. Концентрируясь в основном на семейной ситуации и .межлич­ностной коммуникации, системные семейные терапевты, несмотря на весь свой ум и использование многих когнитивных методов, обыч­но упускают из вида главную причину, стоящую за большинством. человеческих эмоциональных к поведенческих проблем, а именно, их абсолютистские «должен» и «обязан», и их другие иррациональные идеи. В этом смысле системная семейная терапия частично эф­фективна, но все же поверхностна.

РЭПТ и поведенческая семейная терапия

РЭПТ может подписаться под всеми принципами бихевиорально ориентированной семейной терапии, потому что сама является формой когнитивно-поведенческой терапии и неизменно использует (как упоминалось выше) многие поведенческие теории и методы. Однако РЭПТ использует поведенческие техники в основном для того» чтобы помочь членам семей изменить свои базовые философские представ­ления и чтобы произвести «элегантное» изменение в их мышлении» действиях и чувствах (Ellis, 1972b, 1980с), в отличие от «чисто» пове­денческих терапевтов, таких как Джозеф Вольпе (Wolpe, 1990), которые нацелены на симптоматические изменения. В ней также позна­ется, что некоторые поведенческие методы индивидуальных и семейных изменений, такие как социальное подкрепление и посте­пенная десенсибилизация страхов, не только имеют явные ограниче­ния, но и подразумевают определенную философию, что может при­вести к антитерапевтическим результатам. Так, если терапевт подкрепляет изменения у членов семьи, давая им социальное одобре­ние, эти клиенты могут впасть в излишнюю зависимость от терапевта и усилить свою острую потребность в одобрении, которая часто явля­ется одним из главных источников расстройств (Ellis, 1983b).

РЭПТ и экзистенциальная семейная терапия

Феноменологически-гуманистическая критика Роберта Леванта (Levant; 1978) конвенциональной семейной терапии, включая психодинамический и системный подходы, содержит несколько замечательных моментов, которте опускались в литературе, но которте могут служить в будущем руководством к усовершенствованию. Как давнишние скептики в отношении этих обоих подходов, которые он критикует, мы склонны принимать многие из его взглядов и с энтузиазмом присоединяемся к нему в его требовании радикально отличного метода семейной терапии, метода «третьей силы», который бы восполнил недостатки и явную неэффективность двух этих крайне популярных систем и учел некоторые из пенных предложе­ний Леванта. Однако, поддерживая феноменологически-гуманисти­ческий подход к брачному и семейному консультированию, Левант, к сожалению, считает его несовместимым с активно-директивным, предоставляющим информацию, стилем, в то время как мы счита­ем ею очень уместным в обоих случаях.

Мы начнем с некоторых предложений Леванта, с которыми склонны соглашаться терапевты экзистенциального, гуманистичес­кого и клиент-центрированного направлений:

1. Нездоровые супружеские и семейные отношения возникают не столько из-за того, что происходит между членами семьи, сколь­ко из-за их восприятия и взглядов на эти события.

2. Следовательно, что бы члены семьи ни делали — с терапевти­ческой помощью или без нее — для того, чтобы привнести в семей­ную ситуацию более благоприятные отношения и события, эти от­ношения и события вряд ли будут оставаться таковыми, если один или более членов семьи воспринимают себя и/или партнеров край­не искаженным негативным образом.

3. Почти все индивиды, живущие в условиях семьи, имеют силь­ную врожденную склонность к самокоррекции и самоактуализации, поэтому даже если их восприятие и поступки искажены и деструк­тивны для них и их семьи, у них все же имеется значительная способность, посредством собственных ресурсов или при помощи терапевта, измениться и создавать в системе семьи более благопри­ятные события и отношения,

4. Терапевт может оказать существенную помощь членам семьи, которые считают, что у них есть определенные трудности, выразив им свое эмпатическое понимание их неверного восприятия себя и других; приняв их полностью, вместе с их, возможно, глупым и саморазрушительным поведением; научив их безусловно принимать се6яг насколько плохим ни было бы их поведение, и показав хорошую мо­дель отбытой* искренней, гармоничной индивидуальности, которая может принимать себя независимо от своих личных недостатков, а также трудностей и неопределенности, которые жизнь предоставляет каждому из нас (Ellis, 1991с, 1993e, 1994с, 1996а).

Такого рода феноменологический подход к человеческим про­блемам (внутри и вне семейной системы) и к терапевтической по­мощи клиентам при появлении подобных проблем, как указывает Левант, более свойственен для клиент-центрированной терапии, но не для большинства направлений психодинамическоий систем­ной терапии. Однако он забывает отметить то, что это также неотъемлемая часть, нескольких видов активно-директивной терапии — например, гештальт-терапии Перлза, экзистенциальной терапии Франкла и РЭПТ, которые радикально отличаются от клиент-центрированных процедур. И мы утверждаем, что подход, со­четающий в себе феноменологический взгляд на человеческие проблемы с выраженной активно-директивной методологией, не только обладает всеми преимуществами, которые Левант приписывает клиент-центрированной семейное терапии, но является более эффективным, чем она и другие формы пассивно-недирективной помощи.

Основные причины, по которым мы так верим в эффективность феноменологического и активно-директивного подхода, идут из не­скольких предположений относительно природы человеческих рас­стройств и личностных изменений, которые опускает Левант (и дру­гие защитники клиент-центрированной терапии). Вот некоторые из этих предположений: (1) людям свойственна не только врожден­ная и приобретенная склонность к самокоррекции и самоактуали­зации, но и исключительно сильные склонности к искаженному вос­приятию, сверхобобщению, самобичеванию, превознесению и осуждению других, иллюзии всемогущества, магическому мышле­нию, низкой толерантности к фрустрации и другим формам ирра­циональности (Beck, 1976; Ellis, 1962,1976а, 1976b, 1979е, 1980b) (2) как только люди начинают иррационально думать и вести себя, они быстро привыкают к этому и сопротивляются изменению не из-за бессознательной мотивации, которой психодинамические те­рапевты приписывают это сопротивление, а потому что практичес­ки для любого человека неимоверно тяжело изменять свои привыч­ные дисфункциональные чувства, поведение и мышление (Ainslie, 1974; Ellis, 1962,1979а, 1979е); (3) несмотря на то что наиболее се­рьезные виды индивидуальных и групповых нарушений, по всей вероятности, происходят из-за неправильного восприятия и лож­ных личностных конструктов (Kelly, 1955), значительная масса сек­суальных, любовных, индивидуальных и супружеских дисфункций возникает благодаря неверной информированности людей и недо­статку тренингов супружеской и семейной жизни (Ellis, 1957; Ellis & Harper, 1961b; Raimy, 1975); (4) людям, испытывающим эмоцио­нальные проблемы, в рамках семьи или вне этих рамок, практичес­ки всегда необходимо давать конкретные, контролируемые домаш­ние задания, которые они могли бы делать сами в течение сеансов или между ними (Ellis, 1994с, 1996; Ellis & Grieger, 1977; Masters & Johnson, 1970); (5) некоторые индивиды и семьи имеют особого рода сложности типа низкого образования и/или социально-экономичес­кого статуса, которые будут мешать им изменить себя и улучшить отношения в семье, если оказываемая помощь будет проводиться в относительно пассивном, клиент-центрированном стиле (Ellis, 1.994c, 1995b). По всей вероятности, даже если для высоко образованных клиентов среднего класса феноменологическая и недирективная те­рапия может оказаться эффективной, многим другим клиентам тре­буется более активно-директивный подход.

По этим причинам, вполне исчерпывающим, мы утверждаем, что даже несмотря на то что активно-директивный подход, используе­мый многими психодинамическими и системными семейными те­рапевтами при решении индивидуальных и семейных проблем клиентов, оставляет желать много лучшего, другие виды активно-директивных подходов более уместны и обычно более результативны, чем пассивно ориентированная клиент-центрированная терапия. Какие конкретные виды директивной семейной тера­пии можно было бы рекомендовать? Естественно, РЭПТ, как наиболее исчерпывающий метод лечения, в котором сознательно задействуется множество различных когнитивных, аффективных и поведенческих методов в рамках выражено феноменологического и гуманистического подхода (Elks, 1973, 1976g, 1993d; Ellis & Harper, 1997).

Семейная РЭПТ

Наиболее популярные на сегодняшний день формы семейной тера­пии, психодинамическая и системная, оставляют желать много луч­шего, поскольку они, как правило, игнорируют индивидуальность членов семьи, не рассматривают их как отдельных людей. Они обыч­но не показывают людям, что те сами создают и укрепляют свой внутри- и межличностные проблемы, что они не просто являются жертвами воспитания в раннем детстве и внешних трудностей а настоящее время. Феноменологически-гуманистический взгляд на семьи, которые приходят на терапию, предложенный Левантом (Levant, 1978), должен служить неким образцом для односторонних методов семейной терапии, предлагаемых большинством совре­менных практиков и теоретиков. Однако сам но себе такой взгляд упускает из виду некоторые факты относительно человеческих индивидуальных и групповых нарушений и, как следствие, является неоправданно оптимистичным и неэффективным.

Поэтому семейную терапию «третьей силы» мы предлагаем рассматривать как комбинацию феноменологически-гуманистического подхода и выражено активно-директивного стремления помочь членам семьи отказаться от своего ложного восприятия себя и дру­гих и прийти к глубоким философским изменениям в своих внутри- и межличностных установках и поведении. Примером подобного рода феноменологически-гуманистического и активно-директивного подхода к семейной терапии может служить РЭПТ, которая помо­гает людям изменяться самим и содействовать изменению друг друга внутри семейного союза. В семейной РЭПТ клиентов учат осознавать, понимать и минимизировать свои собственные эмоциональ­ные проблемы, а также помогать другим членам семьи стать более рациональными, испытывать более приятные и уместные эмоции и вести себя так, чтобы приносить меньше вреда себе и семье.

КОГДА СЕМЕЙНАЯ РЭПТ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНА

Все формы терапии особенно эффективны с молодыми, умными, хорошо владеющими речью клиентами с небольшими проблемами, и РЭПТ также наилучшим образом работает в случае клиентов та­кого типа. Однако РЭПТ является одной из форм терапии, которые также эффективны и со сложными клиентами, то есть с теми, про­блемы которых можно отнести к категории психических, погранич­ных, органических или дефицитарных расстройств. Естественно, она не настолько эффективна со сложными клиентами, как с менее про­блемными. Но она особенно помогает таким клиентам принять себя со своим расстройством и прекратить принижать себя за эмоцио­нальную неадекватность. После этого, будучи реалистичной и учи­тывающей ограниченные возможности отдельных индивидов, РЭПТ помогает членам семьи с тяжелыми личностными расстройствами научиться вести себя менее неадекватно и не делает вид, что «изле­чила» их (Ellis, 1994b, 1994c, 1994d, 1996a, 1996b).

Более того, рационально-эмоциональная поведенческая семей­ная терапия особенно эффективна для менее проблемных членов семьи, помогая им полностью принять близких с тяжелыми нару­шениями и более терпимо относиться к ним. Если дети страдают — как часто случается — дислексией, гиперимпульсивностью, антисоциальностью или психическими расстройствами, РЭПТ показывает их родителям, что хотя они могли сыграть большую роль в возник­новении данных нарушений у детей, они не являются их непосредственной причиной. Она объясняет таким родителям, что существуют, практически неизбежно, сильные биологические факторы гипо-и гиперэмоциональности их детей, за которые они, родители, вряд ли могут винить себя. РЭПТ также учит родителей полностью при­нимать своих физически или психически больных детей и стараться помогать им быть менее проблемными (и необязательно совсем беспроблемными) (Ellis, 1957,1995b, Ellis et al.,1966).

В то же время РЭПТ учит детей — старшего возраста и подрост­ков — принимать своих родителей, страдающих алкогольными, пси­хопатическими, пограничными и психическими расстройствами, вместе с их проблемой и прекратить критиковать и ругать их за то, что они такие, какие есть на данный момент. Так, подростки четыр­надцати и двенадцати лет, которые были в ярости от безответствен­ности отца-алкоголика и пренебрежения ими матери ради любов­ника ненамного старше них, через несколько сеансов семейной РЭПТ смогли понять, что оба их родителя вели себя крайне безответственно — поскольку у них был выбор, пить или нет, пренебрег гать детьми или нет, а они выбрали это неподобающее родителям поведение — но что они, как и все люди, имели право ошибаться, были несовершенны и имели проблемы, и что их, несмотря на их несемейное поведение, можно простить и принять. Научившись, благодаря терапии, принимать своих родителей и их безответствейное поведение, эти подростки смогли поддерживать хорошие отно­шения с родителями и спокойнее воспринимать неудовлетворитель­ную ситуацию в семье. После этого заметно улучшились их успехи в школе и отношения с друзьями, они даже смогли, в определенной мере, помочь своим родителям посмотреть в лицо своим пробле­мам и вести себя более ответственно. Это то, что часто происходит в рационально-эмоциональной поведенческой терапии: принимая «плохое» или «неудовлетворительное» поведение своих родных, люди; становятся в состоянии помочь своим близким улучшить свое пове­дение и вести себя более ответственно.

 

[1] Партнеры часто выражают эти мифы в идиосинкразической форме.

 

[2] Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапию – СПб.: «Речь», 2002. – 168 – 177 с.

 



Источник: http://Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапию – СПб.: «Речь», 2002. – 135 – 141 с
Категория: Мои статьи | Добавил: Fotina (27.02.2017)
Просмотров: 4027 | Теги: супружеская неудовлетворенность, расстройство супружеских отношений | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0