[Кафедра социальной и семейной психологии ]
Главная » Статьи » Мои статьи

Пергаменщик Л.А., Слепкова В.И. Жизненный путь семьи как индивидуальная история

1. Жизненный цикл семьи. В академической психологии при изучении развития личности принято использовать рамки онтогенеза, с выделенными разными научными теориями этапов развития и возрастными, нормативными кризисами. При переходе на теоретический анализ развития семьи используют, как правило, категорию жизненного цикла семьи. Принятие жизненного цикла семьи как точки отсчета эффективно как при проведении научных исследований, так и в практике психологической помощи семье. Знание этапов жизненного цикла дает исследователю или практику понимание типичных проблем развития семьи, так же как знание этапов развития личности вооружает ученого пониманием закономерных особенностей развития. Как и личность, каждая семья неизбежно сталкивается с нормативными кризисами, закономерно возникающими в ходе ее развития, в процессе перехода от одного этапа жизненного цикла к другому. Жизненный цикл семьи – универсальная категория, она пригодна для рассмотрения любой семьи. В этом ее преимущество, в этом же и ее ограниченность, поскольку при ее использовании ускользает уникальность, неповторимость истории жизни конкретной семьи. О том, что каждая семья имеет свою историю, что модели родительской семьи транслируются из поколения в поколение, а неразрешенный конфликт детско-родительских отношений актуализируется в супружеском взаимодействии, убедительно свидетельствует теория и практика психоанализа. Лояльность семейным традициям, семейный проективный процесс, история расширенной семьи – ключевые конструкты трансгенерационного подхода к семье, провозгласившего и последовательно соблюдающего исторический принцип при анализе происхождения и существования семейных проблем. Именно исследование и обсуждение многопоколенной истории членами семьи является условием успешной психотерапии.

2. Семья как история. Временные категории описания жизнедеятельности семьи – «жизненный цикл», «история семьи» – могут быть дополнены еще одним конструктом, имя которому – «жизненный путь» семьи. В отечественной психологии в последние десятилетия активно разрабатывается концепция жизненного пути личности, идущая от С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, позволяющая использовать ее положения в отношении семьи. Жизненный путь включает последовательную цепь событий, происходивших и происходящих в конкретной семье. Это биография конкретной семьи, индивидуальная траектория движения по этапам жизненного цикла семьи. Жизненный путь конкретной семьи развертывается в процессе решения задач развития, типичных для стадий жизненного цикла семьи. Жизненный путь каждой семьи уникален, своеобразен, наполнен событиями, которые при всей их типичности и нормативности с позиций жизненного цикла существуют для семьи в определенном контексте. Жизненный путь семьи – это фрагмент многопоколенной истории семьи. Он описывает историю «ядерной семьи» с момента знакомства супругов. Жизненный путь конкретной семьи может закончиться естественным образом с уходом супругов из жизни либо распадом семьи. История расширенной семьи каждого из супругов формирует фон, на котором происходят события жизненного пути «ядерной семьи». В жизненном пути «ядерной семьи» реализуется историческая программа: истории прародительских семей образуют основу для оценки и восприятия событий жизненного пути каждым из супругов. Событие жизненного пути становится узловым событием истории «ядерной семьи», единицей анализа как для семейного психотерапевта, так и для исследователя. В семейном событии «ядерной семьи» преломляются три временные траектории: возраст человека, этап жизненного цикла семьи, история расширенной семьи. Непрерывно взаимодействуя между собой, они образуют контекст восприятия, интерпретации и переживания событий, происходящих в семье. Кроме того, необходим подчеркнуть, что семья существует в постоянно меняющемся мире. Жизнь семей происходит в рамках определенного социокультурного контекста. События семейной жизни разворачиваются в тесном соприкосновении с событиями, совершающимися в обществе. Данное обстоятельство вносит еще один необходимый аспект, влияющий на интерпретацию членами семьи как социальных процессов, так и событийного пути своей собственной семьи. Контекстуальный подход позволяет понять и принять естественность и неизбежность различий в восприятии и переживаниях членами семьи одного и того же семейного события. Речь идет о синхронности (асинхронности) событийного ряда жизненного пути семьи для супругов, детей, родителей. События жизненного пути семьи – это ситуации, характеризующиеся изменениями семейного взаимодействия разного уровня. В системном подходе эти уровни обозначены как изменения 1 (первого), 2 (второго), 3 (третьего) уровня в зависимости от их влияния на структурно-функциональную организацию семейной системы. Уровень изменений позволяет определять значимость событий для семьи в целом, ее подсистем и отдельных членов. Значимость событий может быть связана с интенсивностью эмоциональных переживаний, их влиянием на физическое и психическое здоровье членов семьи. События жизненного пути семьи имеют временные характеристики: начало, конец, длительность. Использование событийно-биографического подхода (метода) к анализу жизненного пути семьи позволяет характеризовать кризисные события в конкретной семье как ненормативные кризисы. На основании методики «Психологическая автобиография» (Е.Ю. Коржова) мы предлагаем методику «Психологическая автобиография семьи», которая позволяет рассматривать жизненный путь семьи как цепь событий, как объединяющих, так и вносящих внутрисемейный конфликт в процесс преодоления кризисных событий жизненного пути. Разграничение семейных кризисов на нормативные и ненормативные традиционно для семейной психологии и семейной психотерапии. Нормативные семейные кризисы включают кризисные ситуации, возникающие естественным образом, в связи с переходом семьи от одного этапа жизненного цикла к другому. Их неизбежность вызвана необходимостью освоения членами семьи новых способов взаимодействия для решения закономерно возникающих новых задач развития в семейной системе. Но и нормативные кризисы переживаются каждой конкретной семьей совершенно по-разному и имеют оттенок ненормативности. Их ненормативность связана, прежде всего, с уникальностью развития одной и той же ситуации, одного и того же события в разных семьях, с субъективностью восприятия и переживания разными членами одной и той же семьи происходящего в ней. Ненормативные кризисы семьи – уникальные кризисные ситуации жизненного пути конкретной семьи. Их сюжет, возникновение, динамика развития (как содержание, так и процесс) не являются неизбежными в рамках рассмотрения стадиальности в развитии семьи. Однако они неизбежно возникают в каждой семье, формируя историю конкретной семьи.

3. Индивидуальная история через восприятие семейных событий. Основываясь на концепции С.Л. Рубинштейна, мы можем рассматривать понятие «индивидуальная история семьи», в которой происходят и свои события – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути семьи, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь семьи. Однако перенести идею события жизненного пути с индивидуальной истории на семейную полностью не получается. Необходимо внести некоторые уточнения. Категория события, по словам В. Даля, предполагает совместное пребывание «кого с кем», «чего с чем», пребывание вместе и в одно время, событийность происшествий, совместимость во времени. Так как семья – это больше чем один человек, то восприятие, оценка и преодоление кризисного события жизненного пути семьи требует определенного согласования для сохранения ее целостности. Совместное пребывание – это не столько нахождение в одном пространстве и времени, сколько схожее понимание того, что произошло и какие усилия семья должна предпринять, чтобы справиться и пойти дальше по жизненному пути. В практической деятельности психологу важно понимать, насколько совместимо восприятие событий жизненного пути разными членами семьи, насколько согласованно они принимают решения, выбирают стратегии преодоления и понимают возможные последствия неудач. Продуктивность событийного подхода к пониманию семейных кризисов состоит и в том, что он логично приводит к понятию супружеского копинга и семейного копинга как особого сочетания индивидуальных способов преодоления, связанных между собой циркулярной зависимостью. С.Л. Рубинштейн, обосновывая концепцию жизненного пути, писал о том, что человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Ученый полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни. В семье происходит усложнение выбора отношения к жизни, степени гармоничности испытаний жизненного пути, переходов семьи от драмы к комедии и от нее – к трагедии, и всё это определяется степенью сходства при восприятии и разработки стратегий преодоления трудных событий в жизненном пути семьи. Эвристичность категории «жизненный путь семьи» состоит не только и не столько в том, что эта такая система координат, которая позволяет рассматривать семью с позиции истории, исторически. Она направляет фокус исследователя и психолога-практика на понимание того, чем данная семья отличается от условной нормы, задаваемой стадией жизненного цикла развития. Признавая важность для психологического здоровья семьи успешности в решении типичных задач закономерных этапов развития, можно утверждать, что психологическое благополучие семьи определяется не только и не столько тем, как она проходит нормативные кризисы, а тем, как она проходит событийные кризисы. Категории «жизненный путь семьи», «семейное событие», «семейный копинг» – важные, определяющие критерии психологического благополучия семьи. Из каких событий складывается жизненный путь семьи? Как семья переживает их, как преодолевает кризисные события своего жизненного пути? Совместно? Насколько совместно? Как формируется близкий взгляд на события семейной истории? Являются ли члены семьи социальной сетью поддержки друг для друга? Сближаются ли у членов семьи способы преодоления (coping-стратегии) со временем, или асинхронность – более эффективный вариант выхода из ситуации семейного кризиса? Как согласовать ответы на вызовы судьбы, если имеется одна история, один нарратив? А если нарративов два, три, т.е. по количеству членов семьи? Появляются вопросы, которых не было до изменения системы координат, и они требуют ответа.



Источник: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/6550/1/003.%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B
Категория: Мои статьи | Добавил: Fotina (12.08.2021)
Просмотров: 634 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0