[Кафедра социальной и семейной психологии ]
Главная » Статьи » Мои статьи

Майер П.Х. Паттерны и процессы в работе с собственной семьей терапевта: знания, требующиеся для совершенства ч.2

Построение себя

Знание системы

До того, как индивидуум создаст основу знаний о функциональных характеристиках и фактической истории своей расширенной семьи (на протяжении множества поколений) и о своих функциональных характеристиках и фактической истории, невозможно стать эмоционально более цельным человеком. Разумеется, теперь, имея в распоряжении множество методов управления стрессом, методов распоряжения временем и бихейвориальные техники, можно стать более спокойным, «более приятным», более организованным человеком. Но ни  один из них, однако, не обеспечивает способа стать более цельным человеком или лучше как терапевт.

Увеличение эмоциональной цельности требует знания паттернов и процессов своей расширенной семьи. Такое знание должно включать в себя разбор демографических данных семьи (например, длительность жизни членов семьи, паттерны женитьбы/развода/совместной жизни, полная и подробная история здоровья членов, трудовая история/ достигнутые и не достигнутые цели, географическая близость/удаленность от родительской семьи и нуклеарной семьи). Также должны быть узнаны эмоциональные паттерны и процессы семьи. Эти данные, гораздо менее очевидны и подвержены субъективности. Они вытекают не только из знания того, что происходит, но также включают знания убеждения, реакции и тревоги, предшествовавшие данному событию в семье и следующие после него. Последнее узнается из исследования того, что произошло, кто принимал участие, способ этого участия, и результат. Например: Какова была природа расширенной семьи до смерти? После того, как произошла смерть, кто принимал участие в последовавшем за этим похоронном процессе. Каким способом принимали участие члены семьи (как лидер, принимающий решение человек, помощник или как ведомый, присутствующий неопределенно)? Какие функциональные паттерны сопутствовали этому? Стремились ли семейные единицы к большему контакту после смерти и похорон, или на самом деле было меньше контактов или они отсутствовали? Какая эмоциональность выражалась этими индивидуумами и самой системой (позитивные/определенные утверждения – негативно/реактивно-осуждающие утверждения) – никакого упоминания этого события вообще или постоянное обсуждение случившегося? Все это включает в себя наблюдение деталей индивидуальных жизней в своей системе, одновременной сохраняя при этом фокус на основных, длительных последствиях для индивидуумов и самой системы. Из такого тщательного изучения функционирования и фактической истории для человека появляется возможность построить обоснованное понимание «структуры», из которой он произошел, и природу окружающей среды, созданной такой структурой, оказавшей влияние, в конечном счете, на его родителей  и повлиявшей на функциональные характеристики, ставшие его Я.

Знание семейной истории и функционирования должно сопровождаться знанием о себе; другими словами, как Я включено в функционирование семьи? Как только становятся известны семейные паттерны и обнаружены области дисфункции, появляется возможность взглянуть на те же характеристики Я и его участие в семейных паттернах. Нет лучшего способа получить знания о незрелых сторонах Я, как прояснить эту информацию. Это исследование не только высвечивает незрелые стороны Я, но и обеспечивает фактическую основу, на базе которой начнется работа по изменению себя для достижения цельности.

Определение того, как начать работать в направлении изменений, требует в какой-то мере значительного знания о человеческом функционировании и способности предсказывать результаты направленных действий и  способов реакции. Как только собрано достаточное количество данных о семейной расширенной системе, - создана основа для принятия решения о том, какие потребности Я должны быть изменены, чтобы завершить ту роль, которую прежде играло Я в семейной дисфункции (например, создание контакта с ветвью семьи, с которой у него прежде не было такого контакта без эмоционального одобрения семьи относительно данной ветви).

Далее, становится ясно, в какой области нужно работать, чтобы уменьшить имеющуюся у себя нынешнюю величину незрелости. Такая работа должна основываться на принципах ответственности и зрелости, которые мы строим в стремлении обрести цельное Я. Например, о зрелость может свидетельствовать то, что человек не принимает чью-либо сторону в семейных темах; ибо знает, что все люди обладают некоторой степенью субъективности, что уменьшает объективность. Поэтому, всегда будет существовать склонность рассматривать случившееся в семейной системе через свои эмоциональные очки. Зная это, Я понимает, что его точка зрения не является истиной, а скорее, точкой зрения, основанной на фактах и с примесью эмоциональной субъективности – чем более эмоционально значимы участвующие в этом индивидуумы, или тема, находящаяся в фокусе, тем выше вероятность, что субъективность повысится. Хорошее функционирование не основывается на поисках одобрения других, а основано на ясности понимания того, что отстаивает человек в важных темах, что согласно этим убеждениям он готов делать и  дальнейшее последовательное их исполнение. Таким образом, нет стремления получить одобрение или стремления избежать неодобрения, а есть стремление следовать своим установившимся убеждениям и функционировать, основываясь на чувстве ответственности. Исходя из подобных самостоятельно обнаруженных и созданных убеждений, автоматически вносятся изменения в склонность Я участвовать и содействовать семейной дисфункции. Действия теперь будут основываться не на поисках одобрения других, а на своих убеждениях.

Человеческие эмоциональные процессы, происходящие на протяжении нескольких поколений, являются значительными процессами, которым нелегко противостоять. Самые точные знания индивидуума о личных убеждениях и самые четкие действия (т.е., фактические, нейтральные, отсутствие как поиска одобрения так и избегания неодобрения) могут привести к неудаче, если нет признания и фокусировки на возможных реакциях семьи на действия индивидуума, заставляющие его отделяться от системы.

Предварительный прогноз позволяет индивидууму измерить степень успеха в его усилиях определить себя в семье. Такое измерение критически важно, поскольку позволяет индивидууму оценить связана ли неудавшаяся попытка – неспособность определить позицию или поддерживать усилие – с неточным теоретическим предположением о семейных паттернах или процессах, или она произошла скорее из-за того способа действия , который выбрал индивидуум. Более того, прогноз дает индивидууму возможность подготовиться к финальной и, иногда самой тяжелой, части любого усилия изменить себя внутри семьи (основывать поведение на убежденности, а не на взаимоотношениях) – ответным действиям на реакцию семьи на данное усилие. Независимо от того, насколько хорошо было предпринято усилие, когда члены семьи реагируют, проявляя болью, гнев, огорчение или угрозы (подразумеваемые или прямо высказанные) прекратить взаимоотношения, то трудно не отвечать на это. Есть искушение объяснить им, чтобы они тоже увидели положительные стороны таких действий индивидуума. Помимо этого, может появиться стремление наброситься на реактивного члена семьи или обеспечить себе защиту. Стоит только индивидууму начать объяснять, напасть на другого или защищаться, то цель данного усилия (стоять вне семейной эмоциональности) будет минимизирована, если не сведена к нулю. Став реактивным, индивидуум теперь может восприниматься своей семейной системой скорее как взбрыкивающий, бунтующий, в некотором роде странный, и, по крайней мере, скорее всего, несчастный в своей жизни, а не как отличающийся от себя прежнего, непредсказуемый в неудобном для других способе обращения, но тем не мене, заслуживающий большего уважения.

С моей точки зрения, именно только способность предвидеть реакции других и возможную реакцию себя на их реакции, позволяет индивидууму поддерживать ясное стремление относительно позиции (т.е. вне эмоциональной области) и свободу от суждения по отношению к другим. Именно эта способность дает возможность быть в центре эмоциональной системы, при этом, не присоединяясь к ее эмоциональности. Если же существует реакция на чужие точкам зрения или реакция на отклики других на Я, то невозможно оставаться в тесной близости к эмоциональной области семьи; поскольку такое действие увеличивает бы вероятность защиты Я, нападки на других или объяснения, для того, чтобы получить согласие на свои действия.

Эмоциональность, связанная со стремление определить Я (себя)

Хотя люди различны во многих отношения относительно реактивности, ее начала, длительности и тяжести, тем не менее, есть определенные общие фазы, которые в той или иной степени испытывает большинство, при попытках стать более цельным, неприступным Я внутри своей эмоциональной системы.

Первая фаза

Первая фаза характеризуется сильным уровнем тревоги, когда индивидуум рассматривает противодействие со стороны семейной эмоциональности. Есть ожидание судьбы, каких-то ужасных последствий от совершения чего-то «неверного». В течение этой фазы, человек может проявлять удивление, почему такое усилие должно быть спланировано, и тысяча причин, почему, по его мнению, не следует данное усилие предпринимать в этом временном графике.

Вторая Фаза

Вторая фаза происходит с достижением той области семьи, когда самыми разнообразными способами ощущаются силы совместности, одобрения и привычек. Тяжесть этой фазы заключается в управлении стремлениями к совместности, в то время как на когнитивном уровне поддерживается убежденность в том, какие усилия предпринимаются (уменьшение незрелости и увеличение зрелости) и почему эти действия необходимы (чтобы стать более ответственным как член системы многих поколений и приобрести большую способность определять свое будущее по своему жизненному плану, а не автоматический откликаться на семейную эмоциональность); т.е., тяжесть заключается в том, чтобы действовать по определенному убеждению и плану, а не исходя из стремления к совместности или в поисках одобрения.

Третья фаза

Третья стадия возможна только тогда, когда индивидуум достиг успеха на второй стадии. Она происходит по мере того, как данный человек ощущает новое функциональное и эмоциональное положение внутри данной системы и внутри себя. Как будто стало легче дышать, получая кислорода больше прежнего, или стало возможным видеть острее и шире прежнего. Ощущается прилив энергии – как будто по силам совершить все что угодно. Появляется большее, чем прежде, ощущение себя, ощущение кем являешься и кем ты не являешься.

Четвертая фаза

Оживленность на третьей фазе сопровождается  вполне предсказуемым периодом опустошенности. Именно в этой фазе во всей своей эмоциональной и психологической полноте ощущается результат продумывания противодействия семейной эмоциональности и достижения успеха в его исполнении. Это похоже на то, как будто Я в одиночку вступило в борьбу против Голиафа. Это так, потому что определение себя, отделенного от совместности, идет вопреки сопротивлению всей семейной системы направленное на удержание членов в своих предсказуемых положениях. В таком тотальном ответе мало удивительного, потому что чувство значимости и принадлежности индивидуума отчасти произошло из зависимости и связи с теми людьми, от которых теперь он пытается отделиться, балансируя на грани риска разрыва связи.

Следом за этим сфокусированным и тщательно спланированным усилием определить себя, действуя в своей семье, приходят дни и месяцы, когда сильны все стремления вернуться к старому, понятному положению внутри семьи (при котором Я не отлично, а также нет дискомфорта со значимыми другими). Когда индивидуумы прилагают усилия, поддерживая отделенность от совместности, но позднее отступают назад в старые положения функционирования, то происходит сдвиг; изменение происходят тогда, когда несмотря на значительную эмоциональность семьи направление деятельности продолжают определять ясность цели, убежденности и действия.

Неудача в усилии определить Я (себя)

В ходе повседневной жизни человеку потребуется решать вопросы, связанные с функционированием, от малых задач до главных вопросов. В такие времена человек будет действовать основываясь на силах совместности (действуя относительно системы взаимоотношений) или основе индивидуальных сил (действия, определяемые фактами и личными принципом, вне зависимости от эмоциональности значимых других). Будет преобладать та или иная сила.

Управлять взаимодействием этих двух сил будут несколько факторов. Основным фактором будет степень эмоциональной целостности личности, свобода от эмоциональности значимых других. Чем больше величина целостного Я, тем выше вероятность, что силы индивидуальности будут преобладать; и чем меньше эта величина, тем выше вероятность, что силы совместности возьмут верх.

Также основным фактором представляется уровень острой и хронической тревоги. Чем больше тревоги присутствует, тем сильнее тяга к совместности, независимо от величины дифференциации. То же самое можно сказать о длительности тревоги; действительно, чем дольше тревога остается высокой, тем сильнее сила тяги к совместности системы и данного индивидуума, функционирования общества и наличия значимых событий, вызывающих тревогу.

Импульс

По мере того, как на индивидуума сыплются удары, причиняемые силами тревоги, он определится относительно этих сил или будет отвечать автоматически, на основе эмоциональности. Если позиция определена, то человек будет ощущать эмоциональную опору, основанную на собственных убеждениях. Если позиция все еще остается не занятой, то будет установлен некий импульс, который будет уменьшать уязвимость к чужой эмоциональности. С другой стороны, если индивидууму не удалось утвердиться относительно значимых тем, то набранный импульс значительно усложнит отделение себя от эмоциональности других (Meyer 1982). Рисунок 2-2 показывает соотношение между импульсом по определению себя и наличием тревоги.

Индивидуум не может обратиться лицом к лицу к теме и «увильнуть» без потери некоторой части себя в системе. Поэтому, избегание тем – «вне поля зрения – вне сознания» - не является выходом из эмоциональной системы. Я предполагаю, что определение или неспособность определить не просто касается конкретной ситуации. Неудача скорее происходит среди постоянно изменяющихся сдвигов в системе, взаимоблокирующих треугольников. Более того, неспособность определить становится основой нового витка сил.

И хотя вследствие неуспеха в утверждении себя в системе может появиться большое количество новых сил, здесь рассмотрим четыре из них: эмоциональный разрыв, возросшая уязвимость к триангуляции, возросший уровень тревоги и возросшая вероятность проекции.

Можно ожидать, что эмоциональный разрыв в некоторой степени произойдет в любых взаимоотношениях, в которых индивидуум не утвердил себя в эмоциональных темах. Неудача определиться во взаимоотношениях будет выражаться в следующем: новый уровень хронической тревоги, острая тревога при повторном возникновении этой темы и увеличение дистанции. Каждое воздействие будет приводить к возросшей степени эмоционального разрыва.

Как следствие возросшей тревоги и реактивности, появится большая уязвимость к триангуляции. Данный индивидуум может образовывать треугольник с другими для того, чтобы уменьшить тревогу, а может быть вовлечен в треугольник другими вселдствие тех же процессов. Триангуляция усиливает тревогу внутри системы и даже усложняет становление Я внутри системы.

Утрата Я в системе автоматически увеличит уровень тревоги. Возрастание тревоги может проявиться во всех мыслимых областях функционирования, включая упомянутые выше.

Проекция на следующее или какое-то другое поколение вероятно происходит тогда, когда есть значимый разрыв в супружеских взаимоотношениях или разрыв в отношении со своими родителями.

Недифференцированность

Вторым главным следствие неудачи по определению Я будет то, что неудача ведет человека все больше и больше к недифференцированности, все дальше от цельности. Поэтому, каждая неудача становится дополнительной основой для недифференцированности. Нет «удержания положения» … никакой нейтральности. Человек определяет Я (себя) или становится все более и более не-Я (не собой). Это похоже на человека, ведущего машину по скоростной дороге в неверном направлении по инерции, и набирающего все большее количество милей в неверном направлении. Движение в направлении к цели обязательно потребует движения в обратном направлении такого же количества миль, которое проехали в неверном направлении. Точно так же с дифференциацией. Реакции и отклики, «избегающие» принятия участия в отстаивании Я, отодвигают Я все дальше и дальше в направлении недифференцированности.

Неудача в попытке определить Я (себя)

Работа, при которой производится определение Я, окончившейся неудачей полностью отличается от работы, при которой не совершается попытки определить Я по отношению к теме. Невозможно определить Я внутри системы без неудач того или иного вида. Однако, неудача становится серьезной проблемой, если данный человек считает причиной ошибки не себя , а другого. Пока фокус сосредоточен на себе, как на источнике неудачи, то прерванное усилие само по себе является новым источником данных об эмоциональности в системе и в себе. Он может обеспечить знанием и увеличить понимание данной системы, а также дать знания о том усилии, необходимом для увеличения зрелости и уменьшения незрелости.

Неспособность определить себя может проистекать из многочисленных факторов. Одним из самых могущественных факторов является чрезмерное выделение самых сильных семейных тем. Когда намеченное усилие включает в себя членов семьи, с которыми взаимоотношения слабы или их ранее не было вообще, но, тем не менее, это усилие сконцентрировано на темах или взаимоотношениях, несущих самую сильную нагрузку для системы, то велика вероятность неудачи. Такая неудача может включать в себя неспособность данного индивидуума построить взаимоотношения между личностями, а также неспособность разрешить нагруженную тему. Более того, если индивидуум, работающий по изменению Я, затем станет реагировать на неуспех как на показатель интенсивности и реактивности других из данной системы, то велика вероятность следующих неудач. В какое то время он может решить, что эта семья слишком трудна для того, чтобы на нее можно было оказать воздействие, и отказаться от усилий. И хотя это действительно трудно, истинным потом окажется то, что препятствие заключалось в попытке представить нагруженный материал вне контекста личного взаимоотношения. Кроме того, более значительным могут быть длительные последствия, в результате которых некоторые индивидуумы первоначальной, сильно нагруженной попытки возможно больше никогда не согласятся вступить в дальнейшие взаимоотношения после. Поэтому, сорвана не только эта попытка, но и сформировались новые более мощные препятствия на пути к будущему успеху. Человек плохо реагирует на члена семьи, который в прошлом не демонстрировал ни интереса, ни обязательств в отношении своей расширенной семьи, но вдруг вошел в эту систему, неся одну из самых эмоционально нагруженных ее тем.

Вторым процессом, который может вызвать неудачу в определении Я в семье является склонность недооценивать или недостаточно акцентировать значение контакта ради контакта, свободного от фокусировки на нагруженных темах. Вполне возможно, что, когда фокусировка на теме следует после контакта со значимыми членами семьи, а не предшествует ему, может быть легче достигнуть успешного общения по поводу важных эмоциональных тем.

Еще одной ловушкой является интервьюирование членов семьи, а не установление личного контакта с ними. Если данное стремление является по свое природе просто генеалогическим, то предопределенное интервью может оказаться полезным и интересным. Но если подобное обсуждение должно включать в себя эмоционально сильно нагруженные темы, то вероятность успеха значительно уменьшается. В противоположность этому, если вопросы о событиях жизни задаются в контексте активных взаимоотношений, семейные данные и воспоминания часто рассказываются с легкостью.

Сам по себе процесс интервью имеет несколько препятствий. Человек, проводящий интервью, может бессознательно нести сильное стремление «получить информацию». Это может быть из-за того, что уже назначено время для встречи с другим, и обговорен план интервью. Поэтому, при беседе, может присутствовать сильная «необходимость получения конкретных данных», которая будет ощущаться другим. Это может оказаться процессом присоединения к другому для изучения новых данных, а не определением индивидуумом для себя, что некоторые данные необходимо будет получить в свое время. Однако, поскольку человек является экспертом в восприятии «программы» в другом, то успех в получении этих данных минимален.

Еще одним препятствием к успеху в стремлении определить себя является склонность некоторых с рвением сразу же приступать к действию, фокусируясь на темах и нагруженном материале, прежде, чем разовьют соответственное количество знания о функционировании эмоциональной системы и эмоционального Я, возможно потому, что определение себя как связанного с эмоциональностью семьи, так и отдельного от нее, идет настолько против его собственной эмоциональности. Именно глубокая убежденность, проистекающая из полученных знаний о своей незрелости, и ее вероятное будущее может удержать Я в рамках намеченного курса, в то время, когда с громким шумом проливается эмоциональность семьи. Без этой суммы знаний (основанной на фактах прошлого и наблюдениях настоящего) и убежденности относительно могущей наступить зрелости, вероятность успешной работы относительно себя в семье, без реакций на тягу к совместности, объяснения этого усилия, защиты своих действий или нападок на реактивных других, минимальна.

Еще одним фактором, ведущим к неудаче по изменению себя, является склонность работать в семье «набегами»; то есть, индивидуум может работать над собой в семье не спокойно, методично, а стремиться завершить в течение года две-три  попытки по изменению, но в оставшееся время мало что совершит в мыслительной деятельности или в поступках по изменению. Такой процесс создает эмоциональный спад и эмоциональную истощаемость. Действительно, впоследствии данному индивидууму, возможно, придется прикладывать некоторые усилия против реактивности, чтобы оставаться неизменным и не «начинать все это усилие» каждый раз заново.

Последним фактором, ведущим к неудаче в усилиях изменить себя, который будет здесь обсуждаться, является тревога индивидуума, предпринимающего данную попытку. Если, в то время как в данном индивидууме начинает нарастать тревога, он оказывается не в состоянии ограничить ее рост, и, скорее, удалить ее из данной семьи, то в данной семье будет соответственное количество реактивности на эту удаленность, а не на те данные, на которых происходит фокусировка. Для индивидуума, не сознающего этот процесс, будет казаться, что семья реагирует на повышенную тревогу, не понимая ее источники. Между тем, тема, на обсуждение которой индивидуум потратил столько сил, может быть «утрачена» при такой замене. Вместо этого, нужно разрабатывать механизмы для Я по сдерживанию тревоги, чтобы дать возможность теме получить фокус, что и было первоочередной целью данного усилия.

Представленные здесь факторы, за исключением некоторых, приводят к неудаче усилия по изменению себя в своей семье. Предложение заключается в том, что для индивидуума будет лучше вначале взглянуть на свою собственную реактивность в определенных усилиях, потерпевших неудачу, и на уровни тревоги, вызываемые данными усилиями. При помощи этого становится возможным оценить и понять почему произошла неудача. Сколько всяких процессов Я «запустило» в других? Насколько неточна была теоретическая база, на основе которой была спланирована данная работа? Какие данные необходимо понять, прежде чем приступить к данному частному усилию? Каких людей в системе нужно принимать в расчет или подключить, чтобы можно было выполнить определенную работу? Это та часть вопросов, которые нужно понять для того, чтобы узнать, отчего произошел срыв усилия по изменению себя

Поэтому терапевт, не приступающий к попыткам определить себя в своей семье, или попытавшийся, но потерпевший в этом неудачу, будет уязвим к некоторым нежелательным последствиям: эмоциональный разрыв, возросшая склонность к триангуляции, возросший уровень тревоги и увеличившаяся вероятность проекции (на свою семью или на тех, кто пришел на терапию).

Заключение

Задача развития способности игнорировать субъективность в терапевтическом процессе является самой большой проблемой терапии. Это так потому, что силы субъективности еле уловимы, но сильны и присутствуют всегда. Если терапевт неспособен обойти субъективность, приводящую к переносу и контрпереносу, то вероятность благоприятного цельного изменения в индивидууме невелика и, к сожалению, велика вероятность того, что сам терапевтический процесс дополнительно увеличит неразрешенную эмоциональность индивидуума.

Человек, выбирающий в качестве сферы деятельности область психического здоровья, приобретает ответственность добиваться знания, которое может способствовать совершенству работы с другими людьми и дает гарантию, что его функционирование  не будет мешать прогрессу тех людей, с кем осуществляет свою работу этот терапевт. Если терапевт обязуется гарантировать свою ответственность перед теми, с кем он ведет работу, база терапевта должна включать в себя знание о человеческом функционировании, расширенной семейной системе терапевта, ядерной семейной системе терапевта и себя в этой системе. В то же время для совершенства требуются знания и навыки в области терапевтического процесса.

В этой главе моя цель заключалась в исследовании воздействия незрелости на терапевта и возможности, обеспечиваемые теорией семейных систем по изменению Я в сторону более цельной зрелости. Результатом является более зрелый терапевт, хорошо знающий свою эмоциональность, и поэтому способный обеспечить терапевтический процесс, при котором объективность и продуманность максимальны, а субъективность и реактивность минимальны. В этом заключается требование к себе для тех, чей выбор – стать терапевтом.

Категория: Мои статьи | Добавил: Fotina (28.11.2020)
Просмотров: 431 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0